«Поездка в степь» — одно из первых сочинений Тынянова, в котором рассказчик еще не отождествлен с повествователем (он начинается с утверждения, что рассказчик — не кто иной, как автор повести).
Но даже после этого Тынянов еще не участвует в истории рассказа. Он чувствует, что это лишь пролог к истории рассказа, и его главный труд — не рассказ (как в «Смерть Вазир-Мухтара»), а рассказ (так в «Охранной грамоте»). В «Поездке в степь», например, нет человека, нет даже случайных людей в степи, — только герои: офицер царской армии, молодой эвенк, казак-конник и старуха-проститутка. Рассказчик появляется лишь в конце рассказа.
Однако эта нота автобиографичности рассказов Тынянову очень подходит. Так, героиню рассказа «Убийство Юрия Казакова» зовут Ларисой Леонтьевой. Он как бы соединяет своего героя — молодого эвенка — со своей матерью.
Первой серьезной формой, в которой Тыняновский герой соприкасается с людьми, становится рассказ «Петербург». По стилю это самая яркая из ранних повестей Тыняновых. Герой «Петербурга», солдат Константин Ковальский, читает роман Достоевского, проводя в метро и на улицах — по нескольку часов в сутки, чаще всего лежа.
В этом рассказе он впервые встречает мальчика Якова. Мальчик ведет себя бесцеремонно: толкает его, лезет в карман и потом вынимает оттуда крошки и отправляет в рот. Испугавшись, Ковальского отсылают домой. Дома отец не смотрит на него, мать не утешает. Ковальскому снится, что он — вор, а мальчик Яша — сыщик. Со слов мальчика выяснилось, что отец не имеет отношения к вору Ковальским.
Но главной жертвой пасквиля становится поручик Вронский, его возлюбленная. «Когда-нибудь я застрелю ее, — думает Ковальски. — Она мне была, как мать».