Найти тему

1 г. 10 мес. Рекомендации, полученные от логопеда, по развитию речи 👶🔊

Недавно я с дочерью ездила на консультацию к дефектологу. Дефектолог это такой специалист, который занимается коррекцией патологических нарушений (т.е. не только речевых нарушений, но и интеллектуальных). Логопед берет на занятия только здоровых детей от 3-х лет с индивидуальными проблемами развития речи. Дефектолог может брать любых детей (и здоровых, и с ОВЗ) с возраста от 1 года.

Статья:

* 1 г 10 мес. Съездили на консультацию к дефектологу (логопеду) 🔊👶🗣️

* Развитие речи от рождения до 1 года, от 1 года до 2 лет. Все речевые навыки закладываются в раннем возрасте

Словарный запас (активно употребляемые слова) у дочери примерно 150-200 слов. Фразами из двух слов говорит часто, много и разнообразно (с 1 года и 8 месяцев). Иногда употребляет фразы из 3-х слов. Глаголы-действия употребляет. Употребляет некоторые наречия - тут, там, вот, всё. Из минусов - не называет своё имя, не употребляет личные местоимения - я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

На данный момент задержки развития речи у дочери нет. Но нужно понимать, что уровень развития речи находится на границе нормы. Словарный запас к 2 годам должен составлять 300 слов. Из серьезных минусов - это отсутствие четкости речи. К этому возрасту четкость звуков раннего и среднего онтогенеза должна быть.

Онтогенез звуков речи
Онтогенез звуков речи

От дефектолога мы получили рекомендации по дальнейшему развитию речи:

1. Массаж лица и языка. Массаж лица делала дефектолог - поглаживание лица, носа, подбородка, затылка, шеи. Массаж языка нам сказали делать самостоятельно зубной щеткой. Нужно поглаживать язык сверху вниз, от центра в стороны и точечно.

-2

2. Тренировать выдох (дуть мыльные пузыри, цветочки, дудки). Вдох тоже желательно тренировать (нюхать цветы, например). Для правильной, чёткой, громкой речи нужно хорошее речевое дыхание. В норме ребёнок 2-3 лет говорит на выдохе 2-3 слова, а в 6-7 лет - 5-7 слов.

Мы тренируем выдох при помощи задувания свечек:

3. Артикуляционная гимнастика. Её мы начали осваивать, но пока не понимаю, как к ней подступиться. Для малышей можно найти в интернете карточки с картинками-подсказками и стихами.

Смысл такой же, как в общем физическом развитии. Ребенок учится справлять со своим речевым аппаратом и тренирует мышцы.

Листайте, 4 картинки:

4. Пение гласных (с буквами). Пропевание гласных, при этом нужно обводить пальчиком буквы. Подключается зрительный канал восприятия информации и тактильный. Плюс тренировка моторики.

От себя скажу, что пропеванию гласных я пытаюсь научить дочь уже больше 6 месяцев. Дочери это не интересно. Кроме совместного пропевания мы сначала слушали логопедические распевки с гласными, а потом стали смотреть видео с логопедическими распевками. И вот видео дочери зашли лучше всего. Я уже давно приметила, что она визуально информацию воспринимает лучше. То есть дочь - визуал. Племянник у меня, например, аудиал. Он всегда хорошо воспринимал информацию на слух, аудиосказки внимательно слушал с 8 месяцев. Дочери такое малоинтересно. Также дети бывают кинестетиками, им легче запомнить информацию, если потрогать буквы, например.

5. Звукоподражания. Кто как говорит дочь знает. Цель работы со звукоподражаниями - это добиться четкого произношения простых слогов. Дефектолог работает с карточками из набора "Кто кричит, что звучит?". Я купила такие же.

6. Пальчиковая гимнастика и массаж. Можно использовать любой массажер, например, Су-джок с пружинкой для пальчиков. И любую песню про пальчики. Дефектолог делала массаж логопедическим зондом (водила колесиком по пальчикам).

Фото массажера Су-Джок:

7. Книги для развития речи. Для занятий по развитию речи мы используем книгу О.А. Новиковская "Большой альбом по развитию речи для самых маленьких". Дефектолог сказала, что это очень хорошая книга. Также она рекомендует книгу Олеси Жуковой "Я учусь говорить" или "Малыш учится говорить". Первая подороже, так как в твердом переплете. Вторая дешевле, с мягком переплете. В отзывах про нее часто пишут, что страницы распадаются.

Дочери 1,5 года. О.А. Новиковская "Большой альбом по развитию речи для самых маленьких":

Я купила книгу Олеси Жуковой. Задания повторяются с нашей книгой. Даже некоторые картинки повторяются. Пока наша книга мне нравится больше. Листайте:

8. Петь простые песни. Дефектолог рекомендовала песни Железновой. Я бы для начала предложила слушать песни Михаила Лазарева (методика Сонатал) и логопедические распевки. Они наиболее простые.

Пример песен
Пример песен

Дочь иногда песням подпевает. Но репертуар у нее не богатый :) 1 год и 3 месяца, дочь поет Калинку-малинку:

1 г 9 мес. Дочь поёт колыбельную песню из м/ф Умка 😊:

9. Карточки Домана. Карточки Домана у нас есть, мы ими активно пользуемся:

Дефектолог еще предложила использовать видео. На видео пять частей. Каждая часть содержит несколько лексических тем. На каждую тему отводить 3-5 дней. Стараться повторять слова.

10. Не учить читать до 5 лет.

Вроде бы ничего не забыла. Если что-то вспомню - допишу.

P.S. Со слов дефектолога, из тех 100% людей, кто нуждается в логопедической помощи, получают ее всего 2%. Не знаю на сколько соответствует действительности, но заставляет задуматься.

Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!