Найти в Дзене
1С Просто

Модель потребительского поведения

Сегодня поговорим о модели потребительского поведения. На первый взгляд всё совсем несложно. Потенциальный покупатель ищет варианты удовлетворения своей потребности. Затем, найдя несколько предложений, сравнивает друг с другом, выбирает оптимальное для себя и совершает покупку. Чего уж проще?

Как происходит покупка
Как происходит покупка

И вывод на первый взгляд тоже простой – нужно сделать всё возможное, чтобы в ходе поиска вариантов потребитель обязательно наткнулся на предложение вашей компании, а найдя его – убедился в том, что оно лучшее. А это значит – нужна как можно более интенсивная и эффективная реклама, ну и не забываем про сам продукт и удобный процесс совершения покупки. Чтобы удобно и быстро оформить продажу в малом бизнесе часто используют товароучетную систему. Например, 1С:Касса, создавалась как раз для малого бизнеса - недорогое и простое в установке решение для автоматизации розничных продаж и сферы оказания услуг.

В целом, и вы, и ваши конкуренты делаете примерно одно и то же. Все бегут плотной группой, толкаясь локтями. Конкурент сделал сайт – я сделаю два. Конкурент разместил рекламу в инстаграмме – а я ещё и тик-ток добавлю. Чем дольше продолжается эта гонка, тем труднее, утомительнее и дороже обходится участие в ней. А результат не становится больше. Очень трудно вырваться вперёд, если все делают примерно одно и то же.

Обычно, все используют одинаковые способы продвижения
Обычно, все используют одинаковые способы продвижения

Есть ли выход? Поищем его, расширив рассматриваемую модель потребительского поведения. С каждым годом привлечение нового покупателя обходится все дороже. И сохранять уже имеющихся потребителей становится всё более важной задачей. Это сфера маркетинга взаимоотношений. Здесь работает не только то, что происходит в момент покупки, но и то, что будет после. Важен положительный опыт потребителя в ходе использования купленного продукта, качественное сервисное обслуживание. А ещё очень полезно побудить потребителя осознать, как ему повезло с вашим продуктом. В этом поможет, например, телефонный звонок.

– скажите пожалуйста, остались ли вы довольны обслуживанием в нашем сервис-центре? А кресла были удобными? А кофе – вкусным? Персонал был достаточно приветливым?
– и правда, и кресло мягкое, и кофе ароматный, и от очаровательной девушки на ресепшн глаз не оторвать. И в самом деле молодцы, хороший сервис, в следующий раз точно к ним поеду техобслуживание делать…

Имеет значение даже самый последний этап жизни продукта – его утилизация. Вам помогут избавиться от старого товара и сразу предложат новый на замену. Про систему trade-in все уже, надеюсь, слышали?

Увы, учебники читали если не все, то очень и очень многие. Так что и в области маркетинга взаимоотношений конкуренция тоже высока. Так как же вырваться вперёд?

Придётся снова вернуться к модели потребительского поведения и изучить, что происходит ДО того момента, когда потенциальный покупатель начинает искать варианты удовлетворения своей потребности. Потребность тут ключевое слово. Всё начинается с её формирования. Это трудно, особенно в более-менее развитой стране, где самые основные потребности жителей уже удовлетворены. Трудно, но можно. Вообще современный маркетинг – это управление нашими с вами потребностями. В ход идут любые инструменты. Мода. Хайп. Стремление быть как все. Или наоборот – стремление выделиться. Наиболее беспринципные компании используют даже наши страхи, стараясь напугать нас посильнее, создавая новую потребность. А знаете ли вы, что такое пародонтоз? Как, уже знаете? А откуда? Из рекламы? А как насчёт гингивита? Бу! =)).

Придумайте, как создать новую потребность
Придумайте, как создать новую потребность

Дальше дело техники – необходимо предоставить нужную информацию, чтобы потребность превратилась в ценность. Зубная паста, которая защитит меня от гингивита лучше, чем просто зубная паста. Ну, а потом уже по привычной схеме, но уже с отрывом от конкурентов – ведь у товара появилось преимущество, фора на старте. Новая потребность, ставшая дополнительной ценностью.

Расширенная модель потребительского поведения
Расширенная модель потребительского поведения

Расширенная модель потребительского поведения позволяет лучше понять, что происходит на современном рынке. Если вы преуспеете в традиционном маркетинге – от рекламы продукта до его продажи – то ваши продажи будут расти. Если вы научитесь эффективно управлять взаимоотношениями с потребителями, обеспечивая их лояльность, то будут расти не только продажи, но и ваша прибыль. Ну а если вам удастся найти или создать новую потребность – вы заработаете миллиарды. Это удаётся далеко не всем, но и успешных историй на рынке немало. Теперь вы знаете, в чем секрет таких головокружительных взлётов. И искренне надеемся, что вам повезёт.