«Лето» — невероятно стильная, напитанная солнцем музыкальная драма, рассказывающая об истории знакомства 19-летнего Цоя с 26-летним Майком Науменко и его женой Наташей. На дворе 1980-е, «расцвет заката» советской эпохи, молодые люди, обуреваемые мечтами и идеями изменить мир и музыку, участвуют в жизни Ленинградского рок-клуба. А еще они влюбляются, ревнуют, страдают: фильм «Лето» — ко всему прочему и любовный треугольник.
Завязка такова: к одному из главных застрельщиков андеграундного движения, почитаемому за гуру Майку Науменко приводят молодых музыкантов — чтобы оценил, подсказал, посоветовал. Так, прямо на пляж выпивающему в компании друзей Науменко летом 1981-го приведут и юного Цоя. Песни новичка сразу покорят Майка, а еще независимая манера поведения. В молодом застенчивом парне уже угадываются мощная энергия и самодостаточность. Впрочем, к мнению Науменко Цой прислушивается, особенно в вопросах стиля и вкуса. Особенно… по части выбора женщин. Неизвестно, насколько автобиографическим является фильм «Лето», но нам покажут, как не только рождается потрясающая музыка, но и как появляется на свет нежное, трепетное чувство… Как поведет себя каждый из этого треугольника? Смогут ли переступить черту Наташа и Цой? Станет ли ревновать Майк? За этим очень любопытно наблюдать.
Актеры, сыгравшие главных героев, — весьма точные попадания в роли: Рома Зверь, играющий Майка — великодушного и благородного человека, в душе которого бушует буря, еще и прекрасно поет за героя. Ирина Старшенбаум в роли Наташи обаятельна и сексапильна. Что до корейца Тео Ю, сыгравшего Виктора Цоя, то он не только на него пугающе похож, но и обладает мощнейшей энергетикой. Помимо главных героев, в картине можно увидеть харизматичные образы, созданные Лией Ахеджаковой, Юлией Ауг, Севой Новгородцевым, Алекандром Горчилиным, Александром Башировым, словно перекочевавшие сюда из фильма «Асса», в котором снимался реальный Цой. Можно попытаться угадать, кого из известных людей они изображают. Например, Никита Ефремов играет музыканта с косой челкой по кличке Боб, очень похожего на Бориса Гребенщикова. Кстати, этот музыкант еще на уровне обнародования сценария высказывался негативно о фильме, на него не произвел впечатления даже факт, что консультировала сценаристов, Михаила и Лилию Идовых, вдова Науменко Наталья.
Вообще, история создания картины сама тянет на фильм. Как известно, в процессе съемок режиссер Кирилл Серебренников, проходящий по делу о финансовых нарушениях проекта «Платформа», был отправлен под домашний арест. «Лето» досняла его команда, а затем, находясь дома, Кирилл монтировал картину. Что-то у него «не клеилось», и тогда он придумал соединить повествование вставными анимированными «номерами» — и эта придумка стала едва ли не лучшим украшением ленты. Черно-белое кино вдруг взрывается красками и брызгами шампанского, когда появляется экстравагантная героиня Елены Кореневой в красном платье и начинает вдруг петь Perfect Day Лу Рида. Или когда герои в воспетых Виктором Цоем электричке и троллейбусе поют The Passanger Игги Попа, а вокруг взмывают ввысь анимированные ракеты.
Отвечая на вопрос, кто же главный герой фильма, можно смело сказать: музыка. Ее много разной: панковской, советской, западной. Из цоевского звучит, например, «Восьмиклассница», которую, выпуская в обход цензуре, герои подают на концерте как песню, борющуюся с «половой распущенностью», а «Я бездельник» — с тунеядством. Каждый кадр в картине пропитан нотами, мелодиями, стихотворными строчками, это — сублимация, образ и смысл существования, способ выжить. Кстати, жюри Каннского фестиваля это оценило и наградило фильм в номинации «Лучший саундтрек».
Цой и Науменко не показаны в «Лете» бунтарями, но они показаны людьми, изменившими поколения и подготовившими эпоху перемен. До них, этих перемен, оба не дожили — Цой ушел из жизни в возрасте 28 лет в 1990-м, Науменко — в 36 в 1991-м. А «Лето» во многом получилась еще и историей о том, как ученик превзошел своего учителя.
Вот несколько интересных фактов о Викторе Цое:
В молодости Цой был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее — Брюса Ли, имиджу которого начал подражать. Увлекался восточными единоборствами и часто дрался «по-китайски» с гитаристом группы «Кино» Юрием Каспаряном.
В свободное время Цой рисовал — на всем, что попадало под руку: клеенке, пакетах молока, фотографиях и на холсте, разумеется. Выставка его картин, в частности, семи больших, написанных за полгода до смерти, проходила несколько лет назад. Его стиль сравнивают с примитивизмом Пиросмани, постимпрессионизмом Ван Гога и поп-артом Энди Уорхолла. Есть мнение, что со временем Цой развился бы в мощного художника, чей талант мог бы конкурировать с его же музыкальной одаренностью.
Цой был очень «рукастым» — вырезал из дерева фигурки нэцкэ, шил. Певец Сергей Пенкин вспоминает, что Виктор с женой расшили за ночь пайетками его костюм — в знак дружеской поддержки. А еще Цой подарил Пенкину свою шинель.
Виктор Цой снялся в семи фильмах в ролях-камео и в одной полноценной роли в фильме Рашида Нугманова «Игла», за которую был удостоен звания «Лучший актер». Тот же режиссер планировал снять с Цоем фильм «Цитадель смерти», но не успел — Виктор погиб.
Смотрите фильм «Лето» 21 июня в 23:00 на канале TV1000 Русское Кино.