Что включает в себя православно-христианская традиция самопознания? И какие трудности самопознания встречает в ней человек?
Об этой традиции и трудностях, кроме других прочих, пишет и православный священник, духовный писатель Павел Федорович Солярский (1803-1890 ).
Несколько слов о самом Солярском.
Павел Федорович Солярский был родом из Владимира. Переехал в Санкт — Петербург, где закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Образованный, умный и тщательный в работе человек, очень хорошо знавший еврейский язык и преподававший его.
Он служил в одном из Петербургских Храмов, как протоиерей. Кроме того, Павел Федорович Солярский, будучи профессором богословия, преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии Закон Божий и еврейский язык, а в Главном педагогическом институте Санкт Петербурга, также, как профессор, преподавал логику и опытную психологию.
В годы жизни Солярского (19 век), процветала святая жизнь Руси: преп. Серафим Саровский, святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, святые Оптинской обители, прав. Иоанн Кронштадсткий.
Солярский создал труды по нравственному богословию и богослужениям. Но главным его ученым трудом считается: "Опыт библейского словаря собственных имен", в пяти томах (созданный в 1879-1887). По полноте содержания, тщательности и обстоятельности изложения — этот 5 томник единственный в своем роде и составляет очень полезное пособие для изучения Священного Писания. Дело Солярского продолжил его сын Федор, старший библиографом.
Православно-христианскую традицию самопознания Солярский, основываясь на Евангелии, определяет так:
«Первой и самой главной обязанностью человека в христианстве является обязанность возлюбить Бога, правильно Его познать и достойно почитать....
С обязанностями к Богу неразрывно соединяются обязанности к самому себе и к ближним. И как в обязанностях христианина к Богу первое место занимает Богопознание, так в обязанностях к самим себе первое место занимает самопознание, без которой никакие другие обязанности к себе не могут быть должным образом исполнены /П.Ф. Солярский «Нравственное православное богословие» С-Пб, 1892).
6 трудностей самопознания в христианской жизни (выделенные Солярским)
1. Самолюбие.
Тот его крен, когда человек считает себя гораздо лучше, умнее, добродетельнее, чем есть на самом деле. Он скрывает или уменьшает (перед самим собой в первую очередь) свои недостатки, а своим заслугам и преимуществам придает более высокую значимость. Это мешает как адекватному самопознанию, так и правильному Богопознанию.
2. Привязанность к некоторым своим слабостям и порокам, из-за которой, не желая отказаться от них, человек боится заглянуть в самого себя и спросить: таков ли он на самом деле, каким должен быть? Что Большое я упускаю в жизни, потакая своим порокам?
3. Легкомыслие и рассеянность.
Слишком много внимания уделяется временным и бытовым вещам, заботе о земных благах и удовольствиях. Человек видит в себе только потребителя и больше никого. Где же творческая созидательная сила, которой человека наделил Бог?
4. Негативную роль в истинном самопознании могут играть удачные внешние обстоятельства, по которым человек, благоденствуя, думает, что он счастливчик и жизнь удалась.
Пока человеку неплохо, он мало задумывается о духовных вопросах и далек от христианства. Но, ошибочно и обратное — глубоко и фанатично уходить в религию, столкнувшись с проблемами, порожденными бездуховной жизнью и оттого, что «удача отвернулась».
Христианство — не про удачи, а про жизнь в согласии с Богом. Срединный путь в христианской жизни — наиболее подходящий.
5. Притворство и лесть наших ближних, которые неправдой хотят сохранить наше к ним благорасположение. Близкие рисуют нам обманчивый внешний образ нас самих, и дают ложную обратную связь о нас. И если человек не зрел в самопознании и весьма самовлюблен, то принимает это за правду и думает, что он на самом деле таков, каким его нарисовали льстецы. Ох, уж этот бес тщеславия и лести. В самовлюбенной душе он находит прекрасный приют.
6. Предрассудки и заблуждения общества, по которым о добродетелях и пороках судят ошибочно: добродетель лишают всякой цены, а порок начинают считать добродетелью. Со временем эта «терпимость» общества к порокам становится все шире и глубже, так что, фактически, общество и государство уже не просто закрывают глаза на некоторые пороки, а активно их всем навязывают. Ложные ориентиры могут уводить не туда.
Если хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.