Convergent — создаём digital-решения для людей
Какое диджитал-агентство без аналитики? В рамках нашего 20-летнего юбилея мы уже вспомнили историю рунета и историю разработки, идём дальше — от самого диджитал-продукта к его продвижению. И здесь много нюансов. Аналитика нужна, чтобы не терять связь с реальностью и эффективно решать задачи клиентов. Каким бы крутым и продуманным не казался вам ваш проект, путь к успеху лежит лишь через налаженное взаимодействие с аудиторией.
Вначале были счётчики
ОК, ещё до счётчиков были анализаторы логов. Они доставали базовую информацию о логах веб-сервера: имя файла, время обращения, реферер (то, откуда перешёл пользователь), IP-адрес и идентификаторы ПО. Технология появилась вместе с протоколом HTTP (1990-92) и без него была бы невозможна.
К сожалению, логи не были долго эффективны: поисковые роботы сильно их засоряли, кэширование и динамические адреса тоже смазывали реальную картину. Частичным спасением стало внедрение дескрипторов JavaScript внутрь самого кода страницы. Затем, на заре 2000-х, вместе со взрывным ростом интернета, такую же взрывную популярность пережили счетчики. Каждый сайт считал хорошим тоном показывать количество посещений и гордиться (или нет). Продвинутые счётчики позволяли узнать страны, из которых пришли пользователи, а самым популярным счётчиком в России стал LiveInternet — сравнительно простой и с базовым мониторингом.
Потом появились системы веб-аналитики
Всё началось с Google Analytics (GA).
Шёл апрель 2005-го. Google купил компанию Urchin Software и начал разработку прототипа под названием Urchin on Demand. В ноябре того же года состоялся релиз, и почти сразу из-за высокого спроса была введена система приглашений. Чуть позже, в 2006, сервис принял привычное нам название и стал доступен для всех пользователей. Функционал первого Google Analytics (GA) был невелик и продолжал наработки Urchin.
Любопытно: UTM-метки для отслеживания трафика рекламных кампаний тоже разработал Urchin. Аббревиатура расшифровывается как Urchin Tracking Module.
Вторая версия — так называемый «GA Classic» — предлагала возможности отслеживания транзакций и большие возможности контроля статистики. Вначале (2007) его код был синхронным, потом (2009) стал асинхронным, т.е. стал выполняться параллельно другим скриптам, что ускоряло загрузку страницы и давало большую точность. Третья версия — «GA Universal» — впервые сместила фокус со служебной статистики сайта с отдельными транзакциями и счётчиками на единое поведение пользователя. Краеугольным стало появление User ID: теперь поведение одного и того же пользователя можно было считывать сразу с нескольких устройств. Версия запустилась в 2012. Вначале в ней можно было создавать аналитические теги для страниц, потом произошёл апдейт — в 2017 появились теги глобальной аналитики. Теперь к коду унифицировано привязались все службы Google, а для одного продукта стало возможным использовать его собственный тег — огромный шаг для аналитики конверсий.
Четвёртая версия — GA4 — была представлена в 2020 году и продолжает дорабатываться. Подробности ниже, если коротко: проще интерфейс, другой подсчет уникальных действий, бесплатная выгрузка данных в BigQuery.
Другая популярная в России система веб-аналитики — Яндекс.Метрика. Система начала разрабатываться в 2008, в свободном доступе с апреля 2009. Наша и «ихняя» система походят друг на друга, обе асинхронны и используют коды отслеживания, но есть и отличия:
- Google Analytics и Яндекс.Метрика по разному считают отказы: любой просмотр без взаимодействия с элементами страницы VS. только просмотры менее 15 сек (т.е. достаточно долгое прочтение уже не отказ);
- У Яндекс.Метрики нет отчётов по многоканальным последовательностям: чтобы узнать путь переходов для транзакции, нужно использовать дополнительные приложения типа Logs API, ClickHouse, Jupyter Notebook;
- считается, что Яндекс.Метрика даёт намного больше информации по фразам поисковых запросов, не скрывая 80% запросов под грифом «other» или «not provided»;
В 2010 году в Яндекс.Метрике появился раздел «Карты», стало возможным напрямую и без всяких дополнительных расширений (типа Page Analytics у GA с 2014) смотреть карту ссылок, карту скроллинга, тепловую карту кликов.
Год спустя в Яндекс.Метрике появился «Вебвизор»: сервис записывает действия пользователей в режиме «реального видео» (без скандала не обошлось: несколько месяцев можно было посмотреть всё, включая ввод личных данных и номеров банковской карточки, — потом баг исправили).Работа в тандеме тулов Яндекс.Метрики и Google.Analytics — база и почти дефолтная норма для профессиональной веб-аналитики. Кардинальные нововведения редки, а интеграции новых подходов к анализу и визуализации данных обогащают то, что имеется. Эволюция продолжается.
Продолжение в следующей части.