Милые мои друзья,
сегодня удивительный день!
Один из самых волшебных и наполненных солнечной энергией дней - День летнего солнцестояния!
В древности люди очень просто молились. Если была ночь смотрели на огонь и проговаривали свои чаянья. Если был день, - а Солнце считали небесным Огнём, - говорили Солнцу. Не было еще ритуалов, чтобы верить в силу слова, и поэтому слова были волшебны.
Люди были подобны детям, их вера была сильная настолько, что она меняла мир. Их религия была простой - она состояла из великой триады - Добрые помыслы, добрые слова, добрые поступки
В этот день я хочу вам пожелать, хотя бы на один этот день открыться природе своей, стать ребёнком и поверить в силу слова, в силу мыслей. Не противится великому, пусть оно войдет бесприпятственно...
Крепкого вам здоровья! Пусть все дни будут наполнены волшебством и ощущением значимости каждого мига бытия!
И хочу подарить вам пьесу,
написанную для театра.
Скоро эту пьесу поставят на большой сцене. Я этого очень жду. Она о самом главном, о жизни, о нас, о том, что мы сами делаем с собой и со своей судьбой...
С любовью ваш,
Вячеслав Камедин.
Маски
Сцена первая. Пролог.
Темно. Свет выхватывает женщину с мальчиком лет 7. Они подходят к стенду, где много масок.
Мальчик (показывая на одну из масок):
- Мам, а эта какая?
Женщина:
- Это хороший мальчик, послушный… в ней ты любимый будешь…
Мальчик (показывая на другую маску):
- А эта какая?
Женщина:
- Это озорник, хулиган… в ней ты не будешь любим…
Мальчик:
- А зачем она тогда?
Женщина:
- Чтобы потом её снять, и надеть первую…
Мальчик (тычет пальцем в третью маску):
- А эта какая? Она страшная…
Женщина:
- Это болезнь. Очень она нужная…
Мальчик (удивленно):
- Зачем?
Женщина:
- Чтобы любили очень-очень…
Вдруг свет гаснет. Конец первой сцены.
Сцена вторая.
Темно. Свет шарит по сцене. Останавливается на сидящем человеке. Он сидит на стуле с подлокотниками. На нем черная шерстяная маска, только глаза видны. Руки привязаны к подлокотникам. ноги привязаны к ножкам стула. Перед ним большая картина (пейзаж) на треноге.
Человек (не отрываясь от картины):
- Я что-то чувствую. Не понимаю. Этот мир… он… Какой он? (пауза) Какой он для меня? И там (кивает на картину), там… где я?
Появляются люди. Они берут и уносят картину за сцену.
Человек (озираясь):
- Где мир? Куда он исчез? Я что-то чувствовал… что? Не понимаю… и что такое чувствовать?
Сцена вдруг озарятся светом. Вокруг сидящего мужчины начинают ходить люди в масках. Они приносят и ставят разные вещи: столы, мониторы компьютеров, кулеры, и прочие..
К нему подходит женщина. В руках у нее маска. Она надевает на сидящего мужчину маску поверх той вязанной маски. Развязывает его.
Женщина (поднимая его за руку со стула):
- Ты очень хороший работник. Мы очень уважаем тебя за ту работу, которую ты делаешь. (подводит его к столу с монитором). Нам нужно, чтобы ты снова выполнил свою работу…
Мужчина (кивая на стул с веревкой):
- А кем я был там?
Женщина (не понимая);
- Там?
Мужчина:
- Да… до того, как пришел сюда?
Вдруг к женщине подходят другие люди. Они начинают смеяться, танцевать. Мужчина смотрит, а потом принимается за работу.
Затем эта женщина возвращается к нему.
Она:
- Мы благодарны тебе и дарим свое уважение. (ведет к стулу, привязывает руки и ноги, и снимает маску. Он остается в своей черной маске).
Он:
- Кто я теперь?
Женщина молча уходит. В руках ее маска. Гаснет свет. Конец второй сцены
Сцена третья
Он один. Он привязан к стулу в черной маске. Перед ним телевизор без кинескопа. Зрители видят его сквозь этот остов.
Он:
- Интересно, откуда они знают, кто они? (пауза) Что со мной? (пауза) Мной? Что такое мной?
Снова на сцене появляются люди. Они приносят домашнюю утварь. Становится уютно, по домашнему. Они уходят. Приходит женщин в маске. В руках у нее другая маска. Она надевает на него маску и развязывает его.
Женщина:
- Ты мой взрослый сын. (поднимает его за руку и ведет к стулу) Будем пить чай с ежевичным варением. Тётя соня прислала.
Они пьют чай сидя за столом.
Мужчина (кивая на стул с верёвками):
- А там кем я был?
Женщина (озираясь):
- Там? (пауза)… Сынок, ты много работаешь… (второй прожектор выхватывает в углу сцены маску, в которой он был сотрудником во второй сцене) Тебе нужно отдыхать. Бывать больше с семьей, детьми…
Мужчина:
- Ты не ответила… Ты не помнишь? (встает) Разве ты не помнишь… в детстве… те маски… ты не помнишь?
Женщина:
- Я помню, ты рассказывал мне такой сон. Во сне мы ходили выбирать маски…
Мужчина(повысив голос, нервно):
- Сон? Это был сон? Нет-нет! Это… (небольшая пауза)… это не было сном. Это не могло быть сном…
Женщина:
- Ты устал, сынок. Давай я тебя провожу спать…
Мужчина:
- Я… я устал? Что это означает? Как это… (пауза) как это устать?
Женщина снимает с него маску, он остается в черной вязанной маске. Ведет его к стулу и связывает руки и ноги. Свет гаснет. Конец третьей сцены.
Сцена четверная
Темнота. Луч высвечивает два угла на сцене. В одном он также связан в черной маске. В другом женщина с маленьким мальчиком. Она в маске, мальчик без маски. Женщина протягивает маску мальчику.
Женщина:
- Пришли гости. Ты помнишь стишок?
Мальчик (надевая маску, бурчит):
- Помню.
Женщина подводит мальчика к табуретке. Помогает встать на нее. Сама отходит. Весь свет сосредоточен на мальчике.
Мальчик (сбивчиво):
- Ели золотом покрылись.
Наступает Новый год.
Счастья двери приоткрылись,
сказка в гости нас зовёт.
Снег ладошки обжигает,
просится в снежки.
Дед Мороз на зажигает
разноцветные огни…
Свет мерцает. Из-за кулис овации, крики браво, свист, радостный ор. фанфары… Потом всё утихает, тишина. Мальчик снимает маску, и роняет на пол. Она падает с грохотом. Мальчик стоит недвижно. На нем свет тусклый. А на связанном мужчине яркий.
Мужчина:
- Почему он без маски? Это странно? Как это? (долго пауза) Почему я сейчас подумал, что это я… только давно? (снова пауза) Это было… разве такое было? Да… «снег ладошки обжигает, просится в снежки..» Я помню, я говорил такое. Я стоял на стуле, и говорил такое… «…ели золотом покрылись, наступает…» Говорил…. Говорил (кричит), говорил, говорил…. Но… (пауза, а потом шепотом) но почему на нем нет маски?
Темнота. Слышно, как мужчина рыдает. Конец четвертой сцены.
Сцена пятая
Сначала темно. Потом сцена освещена. На сцене семь человек сидят на стульях полукругом. На всех черные вязанные маски. У всех связаны руки, кроме одного, который сидит в центре.
Женщина (видимо, продолжая):
- …мне стало очень легко общаться с детьми. И сын стал учится хорошо. Я всё-таки влияла на него своей второй маской. Я больше теперь нахожусь с детьми в этой, первой… И с мужем наладились отношения… Я стала принимать себя какая я есть. И мир вокруг. Спасибо Вам, вы лучший психолог…
Мужчина в центре:
- Не мне, а всем нам спасибо. Вначале нашего психологического тренинга я сказал, мы станем не группой, а семьей. Помните, как тяжело было снять вторую маску?
Мужчина с краю:
- Да-да. Я до сих пор ощущаю себя голым (дружный смех). Я еще не могу снимать нигде, кроме здесь, но это впереди…
Мужчина в центре:
- Всё впереди. Я очень рад нашим успехам. Наш центр психологической помощи самый лучший. Мы используем лучшие технологии…
Мужчина рядом с ведущим (по голосу наш герой)
- А как насчет первой?
Ведущий:
- Что первой?
Наш герой:
- Первой маски…. как её снять?
Ведущий (хохоча):
- Это невозможно! На такое способен был только Будда, да и то – по некоторым вероятностям – лишь притча…
Наш герой:
- Но вы ведь можете. У вас развязаны руки. Стяните с меня её.
Ведущий:
- Во-первых суть моей работы, не брать ответственность, а давать вам ответственность за свою жизнь. Сейчас ты мне пытаешься навязать быть ответственным за твои решения…
Наш герой:
- Но у меня связаны руки. Я бы сорвал ее давно…
Ведущий:
- Во-вторых, то о чем ты просишь, опасно. Очень опасно! Никто из окружающих не может обеспечить такую безопасность, чтобы быть без первой маски…
Наш герой (обводя взглядом всех)
- А вы… Вы все? Вы говорите о дружбе, любви, принятии… Почему от вас должна исходить опасность? Мы же друзья… ни группа, а семья… почему?
Ведущий:
- Тебе нужно успокоиться. Ты упускаешь из внимания момент, что и один сам с собой ты в первой черной маске..
Наш герой:
- Я ее просто не могу снять, у меня связаны руки…
Ведущий:
- А ты подумай, зачем? Затем, что это благо! Это необходимо принять. Принять факт необходимости первой черной маски…
Наш герой пытается высвободить одну руку. И ему это получается. Он пробует стянуть маску. Ведущий бросается к нему, и после непродолжительной борьбы крепко связывает.
Ненадолго гаснет свет. Затем включается. Все, кто сидел, пляшут в черных масках. Кроме одного привязанного на стуле. Его тело дрожит как будто он рыдает. Конец пятой сцены.
Сцена шестая
Темно. Наш герой уже в маске весельчака. Он сидит с удочкой на краю сцены. Зрительный зал изображает реку. Вокруг мужчины и женщины в маска, гротеском изображающих веселость. В глубине сцены палатка. К нашему герою подходит мужчина, садится рядом.
Знакомый мужчина (похлопывая нашего героя по плечу):
- Ты что такой невесёлый? Я вон каких девочек пригласил. Одна в тебя по уши, сама сказала.
Наш герой:
- Это ты ей сказал, чтобы она так сказала… И вообще… я не хотел ехать. Природа, рыбалка не моё. И комары. И маска эта весёлая…
Знакомый (удивленно):
- Маска? Какая маска?
Наш герой:
- Та, которую ты на меня напялил, чтобы притащить сюда…
Знакомый:
- Слушай, кончай ты по психологам ходить, у тебя крыша едет. Какая маска? Ты о чем?
Наш герой:
- Ладно, проехали…
Знакомый:
- Нет, ты погоди. Растолкуй. Что это, про что?
Наш герой:
- Понимаешь, когда я один, я часто вижу картинку из детства. Стоит мальчик, читает стихи. И на нём нет этого (наш герой стучит по маске знакомого). Совсем нет…
Знакомый:
- Как так? (трогает свою маску). Это же с рождения. Как без этого?
Наш герой:
- У тебя других нет?
Знакомый:
- Нет…
Наш герой:
- И ты не пробовал снят?
Знакомый:
- Я что чокнутый? Нет, конечно… О, слушай, вы про это (знакомый стучит по своей маске) говорите? Хе-хе! Вы там совсем психи! Кончай блуждать по своим психиатрам, до добра это не доведет.
Ненадолго гаснет свет. Потом опять появляется. Наш герой стоит около палатки, рядом стоит женщина. Оба в масках.
Женщина (видимо продолжая разговор):
- Нет, я не перед кем не снимала её, даже перед мужем, хотя мы прожили в браке 10 лет.
Наш герой:
- Моя жена, наверное тоже… Я не знаю. Мы живем 15 лет…. Странно, я не знаю, маска ли на ней… Я не думал…
Женщина:
- И зачем знать. Вам же хорошо. Сколько у вас детей?
Наш герой:
- Двое. Сыновья… Но… но я выходит, не знаю их…
Женщина:
- Ты очень много думаешь. От этого говорят мигрень (хихикает). Мне вот не хочется об этом думать.
Наш герой:
- А о чем тебе хочется думать?
Женщина:
- О том, что я замерзла, а в палатке тепло… Намек ясен.
Наш герой и женщина заходят в палатку. Зритель не видит их, слышит только голоса.
Наш герой:
- Тебе со мной хорошо?
Женщина:
- Да, ты сильный мужчина. Не каждый может меня так зажечь.
Наш герой:
- Хочешь я разведусь. Мы будем вместе…
Гаснет свет ненадолго. Потом появляется. Сцена пуста. Стоит стул. К нему нашего героя ведет женщина, которая была с ним в палатке. Он садится на стул. Она связывает его ноги и руки, и снимает с него маску (он остается в черной маске). Женщина уходит и уносит маску с собой.
Наш герой:
- Подожди… я хотел спросить, кто я теперь.
Но женщина уходит за кулисы. Он на сцене один.
Сцена седьмая
Наш герой на сцене один. Он сидит связанный на стуле в черной маске. Его выхватывает из темноты луч света.
Вдруг в другом углу сцены луч света выхватывает людей. Они совсем без масок. Они улыбаются. Говорят. Танцуют. Один из них декламирует стихи:
Я тот, чей ветер в голове
прохладен в летний зной,
чем ум, как хлам на чердаке,
завален чепухой...
но в хламе том не отыскать
вещей для зла и лжи.
Зачем чердак свой захламлять
ненужным злом, скажи?
Там места очень мало ведь!
Чёрт ногу сломит там!
Уж лучше для добра иметь
для нужд надежный склад!
…а может даже храм.
Наш герой:
- Опять эти ведения. Как такое может быть? Они совсем без масок. (пауза) Они красивы. Маски уродливы… Да, я сейчас понимаю, маски уродливы… Они изображают, что угодно. Веселость, покорность, влюбленность… Но никогда не изображают радость и любовь… А чаще маски изображают страх… Да, я сейчас понимаю. Это страх… Или болезнь… Хотя… страх и болезнь одно и тоже… Я бы хотел быть с ними. (кивает в сторону людей без масок). Жаль их нет. Они – плод фантазии. Мой идеал. Моя истина… (долгая пауза) Моя ложь.
Свет гаснет. Слышен смех. Он переходит в хохот. Потом умолкает. Тишина.
Снова появляется свет. К нашему герою подходит женщина в черной маске.
Наш герой (удивленно):
- Кто ты? Я знаю тебя? Ты моя… моя мама? (пауза) Ты мой начальник? (пауза) Ты пришла мне помочь?
Женщина:
- Да, я пришла тебе помочь. Я знаю о тебе, и знаю всё.
Наш герой:
- Мне никто не может помочь. Я был у всех, кто говорил, что может помочь. Я совершал долгие поиски помощи, но, увы…
Женщина:
- А те, кто помогал тебе, они снимали с тебя маску?
Наш герой:
- Нет!
Женщина:
- А те, кто помогал тебе, с себя снимали маску?
Наш герой:
- Тоже нет…
Женщина начала отвязывать его от стула.
Наш герой (испуганно):
- Что ты делаешь? Этого делать нельзя! Ты мне не дала вторую маску. Я не смогу подняться! Дай мне маску, дура! (кричит).
Женщина берет его за руки и он, подчиняясь, поднимается.
Наш герой:
- Этого не… этого не может быть! Я… я стою…. Стою без маски!
Женщина:
- А теперь сними первую.
Наш герой:
- Как? Я… я не могу. Я не стану. Я не буду! (кричит) Дура, ты убьешь меня. Я убью себя, сняв чертову маску!
Женщина снимает свою маску. Проводит рукой по волосам и улыбается.
Она:
- Видишь, как всё просто…
Нашего героя бьет лихорадка. Его тело ходит ходуном. Но он оборачивается спиной к зрительному залу и стягивает черную маску. Он роняет ее на сцену. Стоит шатаясь. Свет гаснет. В темноте слышно дыхание мужчины и женщины. Мужчина шепчет «Как это? Что случилось?». Женщина шепчет «Это случилось, и это главное. Я искала тебя, чтобы найти себя». Мужчина «А я искал себя, и не мог найти». Женщина «Мы вместе нашли» Конец седьмой сцены.
Сцена восьмая. Эпилог.
На сцене большой стеллаж. По сцене разбросаны маски. Ходит старушка. Поднимает маски и каждую ставит на стеллаж. Поправляет. Протирает. Охает, кряхтит. Свет постепенно гаснет. КОНЕЦ,