Найти тему
РИА Калмыкия

Элиста началась со Степана Кийкова

В привольные Волжские края Степан Прокофьевич Кийков приехал в 1862 году из села Богучарово Воронежской губернии. Уже в 1880 году здесь проживал 331 человек, а в 1888 году это количество увеличилось до 1178.

В низине Степан Кийков увидел небольшой ручеек, место ему понравилось. Здесь же слепил землянку и обосновался со своей семьей. Через время он написал письмо своим землякам, в котором рассказал о житье-бытье на новой земле и пригласил всех желающих переехать в калмыцкую степь на место жительства. На его приглашение откликнулись многие семьи, в том числе Малиевы, Кравцовы, Корниенко, Киевские и другие. Им предстоял нелегкий труд по облагораживанию бескрайней степи, но люди работы не боялись, поэтому с энтузиазмом взялись за земледелие и скотоводство. Наименование Элиста было дано сразу, в переводе с калмыцкого оно означает "песчаный".

-2

К моменту переезда на новые земли, у Кийковых уже было трое детей, еще трое родилось здесь. Вот что рассказывала одна из потомков Степана Кийкова Евдокия Петровна Санжаревская:

- Иванов в семье оказалось двое, поэтому старшего звали Иваном Большим, а младшего - Иваном Малым. Вот этот Иван Малый и есть мой прапрадед. У него оказалось самое большое потомство - 13 детей. Одна из его дочерей, Елена, вышла замуж за Петра Тимофеевича Михайленко. А они воспитывали тоже много детей, но выжили только пятеро. Среди них и я. Мой отец по тем временам был достаточно грамотным человеком, служил 25 лет в армии, защищал Порт-Артур. В один из приездов домой он женился на моей маме - Елене Кийковой. А после службы работал в Москве по линии землеустройства. Тогда женщины рожали часто: между первым и последним ребенком разница в возрасте иногда достигала 20, а то и больше лет. Вот и у нас старшему брату Даниилу было 20 лет, когда на свет появилась я. Через год после моего рождения он женился. А еще через год родился наш младший брат Ваня и у Даниила - сын Миша.

Тогда в каждой семье была дисциплина - старшие руководили, младшие подчинялись, последнее слово всегда было за отцом. Как вспоминает Евдокия Петровна, отец хорошо знал калмыцкий язык и все житейские вопросы обсуждал с калмыком по имени Могуш. У него была русская жена и двое детей. Могуш держал мельницу и к нему на помол возили зерно со всей округи. В семье Михайленко дети воспитывались в строгости и без излишней ласки. Но, по словам их дочери, родители были добрыми и справедливыми. С малых лет детей приучали к труду, леность и праздность не были в почете. Когда сыновья женились, они ставили землянки рядом с отчим домом. Хозяйство вели общее, но во времена раскулачивания скот поделили между семьями и так избежали репрессивных мер.

К образованию в семьях Кийковых и Михайленко всегда относились с уважением, поэтому все дети Петра и Елены посещали школу. А летом семья уезжала на хутор в Бургусту, где выращивали овощи и бахчевые. Кстати, там до сих пор остались отдельные деревья фруктового сада, которым некогда славилась эта местность. Брат Евдокии Даниил к тому времени уже работал в райфо и ежедневно ходил на работу в Элисту пешком. А это порядка 15 километров. Но в этой семье было одно понятие: "Надо, значит надо!"

-3

В те годы в Элисте было три колхоза: имени Ленина, имени Сталина, имени Володарского. В последнее хозяйство вступила вся семья Михайленко. За работу в этом колхозе Даниила был награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.

Сын Даниила Миша и его младший братишка Иван, поскольку были одногодками, росли как братья. После школы они поступили в Астраханский педтехникум. Мечтали после окончания вернуться в родную Элисту и работать там. Но началась война. Миша в 1942 году погиб под Ленинградом. А Ваня пришел с фронта без ноги, работал сначала учителем, воплощая свою мечту, был и директором школы и заведующим районо.

Федор, брат Евдокии, воевал на Карельском фронте до самого конца войны, вернувшись домой, работал в типографии, восстанавливал ее деятельность в послевоенное время. С должности директора типографии и ушел на заслуженный отдых. Сложная судьба была у сестры Евдокии, Варвары, она потеряла мужа на войне. Троих детей воспитывала самостоятельно.

Что касается самой Евдокии Петровны, чей прадед был основателем Элисты, то она окончила 7 классов. С двоюродной сестрой Валентиной поступила на курсы полиграфистов, которые успешно окончила, дальше работала в типографии. Вот что она рассказывает о том времени:

- Наши женихи погибли на фронте. Долго не выходила замуж, а в 1947 году появился завидный жених - Николай Санжаревский. Фронтовик, с медалями, правда, весь израненный. Он работал в Троицком, я тоже туда переехала. Один за другим родились пятеро детей. Потом заболела мама. Когда она умерла, мы переехали в родительский дом, чтобы смотреть за отцом. Но работу я не оставляла. В 1973 году умер муж, тяжело было одной детей поднимать.

Сегодня все дети Евдокии Петровны нашли свою судьбу, разлетевшись по миру. А она до последних дней осталась верна Элисте, месту, где начал новую жизнь ее прадед Степан Кийков.

-4

Как вспоминают старожилы, все Кийковы были крепкими и работящими людьми. Разводили скот, сажали сады, виноградники и огороды. Сначала поселились недалеко от родника (позже здесь был разбит парк "Дружба") по улице Ленина. Но дети росли, род расширялся, потому приходилось расселяться уже в округе. Предпочтение отдавали местности вокруг церкви. Эту улицу, поскольку она находилась на возвышенности, назвали Горянка, а ту, где сейчас улица Ленина, из-за ее низкого расположения именовали Низянкой. Впоследствии Горянка была переименована в Октябрьскую, а сегодня это улица Сергия Радонежского. Здесь и был построен дом Петром Михайленко и Еленой Кийковой. Рядом жила сестра Елены - Матрена Кравцова. Сейчас эта место, конечно, изменилось, на месте старых построек появились новые современные дома.

Эта фамилия и сегодня достаточно известна в Элисте. Ее носят предприниматели, учителя, врачи. И все это уважаемые люди, пользующиеся авторитетом среди элистинцев. Многие годы поднимается вопрос о том, чтобы увековечить память Степана Прокофьевича Кийкова в памятнике. Кстати, следовало бы сохранить память и о калмыке Бола, который подсказал воронежскому крестьянину место, где можно начать новую жизнь.

За 155 лет, что существует Элиста, в ее истории было немало трагических страниц. Это и оккупация, ссылка калмыков, переименование в Степной, а затем возвращение первоначального названия - Элиста. Безусловно, степная столица уже совсем не та, что была даже 50 лет назад. Она активно застраивается, принимая вид современного города с восточной архитектурой.  

А больше интересных статей вы сможете найти на нашем сайте https://riakalm.ru/

И ещё загляни к нам на ютуб канал и в инстаграм

#история #калмыкия #элиста #создание #поселение #интересно