Найти тему
Русское письмо

О снах, о книгах.. Или когда "Уллис" лежит непрочитанным

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Что самое неприятное в книгах? Они имеют свойство заканчиваться!

Когда читаешь ежедневно не меньше 150 страниц в день на протяжении 60 лет, то ожидаемо столкнёшься с тем, что найти "правильную" книгу становится всё труднее.

Российский читатель в возрасте имеет некие особенные приоритеты, среди которых - любовь к классике, в основном отечественной, которую ему тщательно прививают в школе, или прививали в качестве универсального средства познания мира.

Это была благородная инициатива, наверно единственная из всего социалистического образования. Поэтому для меня 69 летнего вполне естественно ждать от собеседника серьёзного владения материалом, ну вы понимаете: Евгений Онегин, Преступление и наказание, Мёртвые души, далее по списку.

Чудные годы отрочества, помимо футбола во дворе, содержат воспоминания о восторженном поглощении литературы целыми собраниями сочинений, в какой-то момент, я поймал себя на том, что в течении недели, пока болел, прочитал всего Паустовского!

Вы скажете - Паустовский прекрасный писатель и не ошибётесь, но он никак не входил в мой личный Топ любимых авторов, просто оказался под рукой. Спросите себя и близких: кто прочитал всего Паустовского? Вот именно!

Когда я вижу в продаже многотомного Льва Толстого в идеальном состоянии, лишь несколько книжек из собрания будут в слегка потёртом виде, сразу становится понятно, что это Война и мир, Анна Каренина, ну может быть Воскресенье. В таком же виде будут все остальные, не считая, наверное, Достоевского.

Несколько лет назад я приезжал выпивать и побеседовать с одним известным русским историком академического направления, готовящим
моего сына в МГУ. Компанию в этих посиделках на тему истории и текущих проблем нам составлял мой двоюродный брат, тоже - историк.

Мы разговаривали неспешно, а я смотрел на книги, закрывающие стены в гостиной. Все они мне были хорошо знакомы и не раз прочитаны, это создавало понимание того, что наши воззрения почти всегда будут близки.

Я как-то уже писал о своём подсчёте, весьма приблизительном, впрочем, того количества, что удалось прочитать в течении жизни. Оказалось, что их не более 6 тысяч. Очень мало! И это печально!

Где-то с середины 90 х, я находясь в состоянии далёком от нормального в связи с активным употреблением напитков в больших количествах, проще говоря огульном пьянстве, стал выбирать себе книги для ночного чтения по обложкам. Важнейшим фактором выбора должна была быть девушка в неглиже и с бластером в руках. Типа - фантастика. Отвлекать воспалённый мозг.

К слову, там попадались весьма интересные иностранные авторы, особенно если учесть, что фантастику я всегда любил. Параллельно стал покупать серийные книги Шедевры мировой фантастики, которые стали активно переводить. Великая серия! Герберт, Буджволдд, - так я приучился любить эпопеи, ждать продолжений, погружаясь в их Вселенные.

Прошло 10 лет, библиотека выросла и стало ясно: качественная фантастика для меня закончилась. Может быть раз в месяц удавалось что-нибудь новое найти! Беда!

И я совершил дикий поступок: купил российскую книжку из серии Сталкер. Отношение к нашим авторам у меня всегда было скептическое: понятно, что в своё время я прочитал Беляева, Обручева и Ефремова, но того восторга, что я получал от Бредбери, Азимова, Кларка - не было. Даже Стругацкие с их несомненными достоинствами утомляли социалистическим занудством, особенно в толстых романах.

Наступил период Вселенной Глуховского и всего, что связано со Сталкером. Выяснилось, что ребята умеют писать, фантазия работает и традиции русской литературы, заглядывающие во внутренний мир человека - живы. Окончательно примирил меня с отечественной фантастической прозой Андрей Круз! Автор, царство небесное, смог создать свои устойчивые миры, куда и после его смерти заглядывают Корнев и другие.

Когда у меня из офиса, куда я свозил прочитанное, вывезли воровским способом пару кубометров( я не преувеличиваю) этой литературы, помещённой туда из невозможности содержания её дома в таких количествах - выяснилось, что и эта тематика умирает: повторы, откровенное стремление заработать, не особо напрягаясь - одним словом книжки стало находить всё труднее.

Из авторов, пишущих регулярно и с толком, остался лишь Панов, да и то, его призрачный мир становился всё бледнее.

А что же с русской "нормальной" прозой?- спросите Вы. Неужели за последние 30 лет в России не появилось авторов несущих слово в массы?

Появилось! Вернее появился! Это Пелевин. Я прочитал всё и доволен, да, я прочитал ещё половину Акунина и удовлетворён его пониманием русской истории, психологии, нравов и тонким чувством исторических деталий и местности.

Я не люблю Сорокина, там сплошное самолюбование, пустота и какая-то грязноватая похабщина.. Я прочитал одну страничку Лимонова и успокоился. Наверное есть что-то ещё, хвалят Водолазкина, но руки пока не дошли.

С начала пандемии пришлось учиться читать электронную книгу. Это отдельный, не самый приятный опыт, не думал я, что придётся отказаться от бумаги, иллюстраций, ощущения подарка самому себе.

Наверное, я преувеличиваю, но книжки заканчиваются, фантастика пишется с игры и наоборот, скучно и прямолинейно, уходит характер, остаются обстоятельства.

Но у меня по прежнему не дочитан до конца Диккенс, Фейхтвангер, на крайний случай есть пласт античности.

И я сильно подумываю, не перечитать ли всех американцев, начиная с Фолкнера и ранее, есть такая интересная библиотека.

Но на какое время их хватит?

Вот в чём вопрос!

#книги #писатели #чтение