Найти тему

Последствия наводнения в Забайкалье: на пути из Читы в затопленный Балей

Двадцатое июня. От Читы до Балея — 330 километров и около 3,5–4 часов езды на автомобиле. В режиме ЧС поездка становится непредсказуемой по времени и может затянуться от нескольких часов до нескольких дней. Я морально был готов ночевать в машине/в гостинице/у жителей, так как нормального проезда к городу со стороны Нерчинска — нет. Но обо всём по порядку…

Свернув с федеральной трассы на Шилку и доехав до Нерчинска, ничего аномального я не увидел, кроме сверхнизкой облачности и нового асфальта. В прошлый раз я был здесь 2–3 года назад. В то время ругался на каждой яме, которых был миллион.

Дорожное покрытие от Шилки до Нерчинска — которое радует.
Фото: Oleg Fedorov
Дорожное покрытие от Шилки до Нерчинска — которое радует. Фото: Oleg Fedorov
1
Фото: Oleg Fedorov
1 Фото: Oleg Fedorov
Низкие облака.
Фото: Oleg Fedorov
Низкие облака. Фото: Oleg Fedorov
3
Фото: Oleg Fedorov
3 Фото: Oleg Fedorov

На въезде в город заметен подъём реки Нерча. Поговорив с местными жителями, узнаю, что вода поднялась, но не так сильно, чтобы вызывать беспокойство.

Въезд в город.
Фото: Oleg Fedorov
Въезд в город. Фото: Oleg Fedorov
Мост. Визуально — все опоры в порядке.
Фото: Oleg Fedorov
Мост. Визуально — все опоры в порядке. Фото: Oleg Fedorov
Нерчинск. Улица Бекетова.
Фото: Oleg Fedorov
Нерчинск. Улица Бекетова. Фото: Oleg Fedorov

Дорога от Нерчинского моста и до Приискового не даст вам уснуть — будете обруливать многочисленные ямы. Доехав до Шилки, делаю несколько снимков и смотрю на состояние моста и огромную реку. Мост и его асфальтовое покрытие в плачевном состоянии, видно, что ими давно никто не занимался. Тем не менее, проехать по нему можно на небольшой скорости из-за разбитого полотна.

На Приисковый.
Фото: Oleg Fedorov1
На Приисковый. Фото: Oleg Fedorov1
Мост через Шилку.
Фото: Oleg Fedorov2
Мост через Шилку. Фото: Oleg Fedorov2
Мост через Шилку.
Фото: Oleg Fedorov3
Мост через Шилку. Фото: Oleg Fedorov3
Сооружению как минимум нужен новый асфальт.
Фото: Oleg Fedorov4
Сооружению как минимум нужен новый асфальт. Фото: Oleg Fedorov4
Справа проходит Транссиб.
Фото: Oleg Fedorov5
Справа проходит Транссиб. Фото: Oleg Fedorov5
От сопки и до сопки.
Фото: Oleg Fedorov6
От сопки и до сопки. Фото: Oleg Fedorov6

Проезжая мимо Калинино, краем глаза замечаю разлившийся ручей, который бежит вдоль заборов и домов прямо посреди улицы. Переговорив с местными жителями, узнаю, что ручей разошёлся и уже несколько дней в таком состоянии.

Ручей в Калинино.
Фото: Oleg Fedorov
Ручей в Калинино. Фото: Oleg Fedorov
Ручей в Калинино.
Фото: Oleg Fedorov
Ручей в Калинино. Фото: Oleg Fedorov
Старая церковь.
Фото: Oleg Fedorov
Старая церковь. Фото: Oleg Fedorov

Балейский район. Вдоль дороги с сопок стекает вода и подмывает дорогу. Грунт обсыпается на глазах. В других местах обочину уже «съело». С такими темпами через сутки-двое движение может стать односторонним. Предупреждающие знаки на момент съёмки нигде не выставили.

Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Подмыв дороги.
Фото: Oleg Fedorov
Подмыв дороги. Фото: Oleg Fedorov
Вода «съела» обочину.
Фото: Oleg Fedorov
Вода «съела» обочину. Фото: Oleg Fedorov
SsangYong Rexton главного управления МЧС мчится в сторону Балея.
Фото: Oleg Fedorov
SsangYong Rexton главного управления МЧС мчится в сторону Балея. Фото: Oleg Fedorov

Подъезжаю к Подойницыно (ударение на второй слог, всё не могу привыкнуть). Дорога становится безобразной. После наводнения здесь явно работала спецтехника для восстановления проезда. Можно наблюдать клубки оборванных проводов, сваленные деревья и опоры, стоящие в воде.

Деревья не устояли после воды.
Фото: Oleg Fedorov
Деревья не устояли после воды. Фото: Oleg Fedorov
Электрические опоры в воде.
Фото: Oleg Fedorov
Электрические опоры в воде. Фото: Oleg Fedorov
Дорога перед Подойницыно.
Фото: Oleg Fedorov
Дорога перед Подойницыно. Фото: Oleg Fedorov
Дорога перед Подойницыно.
Фото: Oleg Fedorov
Дорога перед Подойницыно. Фото: Oleg Fedorov

Проехав Подойницыно, я вижу технику, которая восстанавливает дорогу. На момент съёмки я видел несколько промывов дороги. Прямого пути нет, есть объездной — грунтовка (грязёвка), проходящая около подножия сопки. На отвороте стоит грузовик, из которого жители перекидывают какие-то товары в грузовик поменьше. Большая техника не может пройти объездную дорогу.

Фото: Oleg Fedorov1
Фото: Oleg Fedorov1
Восстановление дороги.
Фото: Oleg Fedorov2
Восстановление дороги. Фото: Oleg Fedorov2
Фото: Oleg Fedorov3
Фото: Oleg Fedorov3
Фото: Oleg Fedorov4
Фото: Oleg Fedorov4
Объезд.
Фото: Oleg Fedorov5
Объезд. Фото: Oleg Fedorov5
Лучший транспорт для плохой дороги.
Фото: Oleg Fedorov6
Лучший транспорт для плохой дороги. Фото: Oleg Fedorov6

В самом начале грязевого пути я встретил местного жителя Ивана. Он попросил меня подбросить его на ту сторону дороги. Я согласился довезти его, и не зря. Объездная дорога оказалась не готовой для машин без полного привода. Ехать приходилось по траве и полю, иногда заезжая в грязь от безальтернативности. Иван во время нашей поездки по густой и непроглядной траве помогал ехать на сложных участках, идя впереди авто. На выезде большинство низких машин шкрябали дном о камни. Земля была настолько сырая, что езда по траве не всегда помогала, и я застрял ведущими колёсами.

Та самая объездная дорога.
Фото: Oleg Fedorov
Та самая объездная дорога. Фото: Oleg Fedorov
Та самая объездная дорога.
Фото: Олег Фёдоров
Та самая объездная дорога. Фото: Олег Фёдоров
Та самая объездная дорога.
Фото: Олег Фёдоров
Та самая объездная дорога. Фото: Олег Фёдоров
Та самая объездная дорога.
Фото: Oleg Fedorov
Та самая объездная дорога. Фото: Oleg Fedorov
Отсюда видно, как восстанавливают основную дорогу.
Фото: Oleg Fedorov
Отсюда видно, как восстанавливают основную дорогу. Фото: Oleg Fedorov

И стоял бы я в поле неизвестно сколько, если бы не эти простые мужики, которые пришли на помощь. Иван договорился с трактористом Лёхой, и меня дёрнули из грязи. Бесплатно. За что огромное спасибо этим людям.

Иван — слева, Лёха — справа.
Фото: Олег Фёдоров
Иван — слева, Лёха — справа. Фото: Олег Фёдоров

Так я проехал самый сложный участок пути и оказался на подъезде к Балею, где сделал ещё пару снимков.

Восстановительные работы с этого конца дороги.
Фото: Oleg Fedorov
Восстановительные работы с этого конца дороги. Фото: Oleg Fedorov
Восстановительные работы с этого конца дороги.
Фото: 37
Восстановительные работы с этого конца дороги. Фото: 37
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov

Самая пострадавшая улица была 1-я Ключевая. Куда я сразу и отправился.

Упавший мост.
Фото: Oleg Fedorov
Упавший мост. Фото: Oleg Fedorov
По улице бежит настоящая горная река.
Фото: Oleg Fedorov
По улице бежит настоящая горная река. Фото: Oleg Fedorov
Где-то трудится один трактор и двое рабочих.
Фото: Oleg Fedorov
Где-то трудится один трактор и двое рабочих. Фото: Oleg Fedorov

По словам жильцов, в верхней части улицы находится дамба с трубой, из которой сливается излишек воды. В четверг дамбу прорвало, и поток воды хлынул вниз по улице, сметая всё на своём пути — заборы, дрова, теплицы и даже туалеты. Чего уж говорить про насаждения и огороды?


Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Огород.
Фото: Oleg Fedorov
Огород. Фото: Oleg Fedorov
Огород.
Фото: Oleg Fedorov
Огород. Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov5
Фото: Oleg Fedorov5
Семья Подойницыных смотрит на последствия потопа.
Фото: Oleg Fedorov
Семья Подойницыных смотрит на последствия потопа. Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov

Какой-либо помощи жильцы улицы не получали ни от администрации, ни от МЧС, ни от других структур. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И такое мнение я слышал от многих людей, с кем разговаривал. По-видимому, прямую работу с населением не организовали. Чего уж говорить, если на соседней улице нет электричества четвёртый день.

Другие районы Балея, которые я видел, так сильно не пострадали. Не исключаю, что я чего-то не видел и не знаю. На многих улицах журчат небольшие ручьи, и на асфальте везде грунт и камни.

Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov

Мост через Унду стоит.

Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov

Проехать по объездной грязевой дороге в обратном направлении было легче, в некоторых местах появился щебень, да и грязь подсохла за день. Выезжая, я видел, что дорогу всё ещё делают. А где-то поставили предупреждающие знаки на дорогах.

Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov
Фото: Oleg Fedorov

Хочется пожелать жителям подтопленных районов сил, бодрого духа и здоровья. И спасибо Ивану и Лёхе из Буторино за помощь — без вас бы не было этих снимков.