Это шикарная гротескная философская драма, сделанная очень легким языком, понятным буквально любому зрителю. Ну или почти любому. Это кино наполнено острым и необычайно тонким чувством юмора и эффектными фантастическими кадрами. Удивительно, но авторам фильма удалось при таком малом бюджете и без компьютеров сделать великолепный зрелищный фильм на тему будущего и антиутопии.
Сегодня предлагаем обсудить фильм Терри Гиллиама "Бразилия", снятый в 1984 году. Да, дата эта символична и напрямую отсылает к Оруэллу, и это на самом деле "оруэлл", но только гиллиамовский. Всё сходство с романом ограничивается тем, что главный герой общается с революционеркой, которая в финале отдаёт жизнь за дело революции. А вот в остальном это абсолютно оригинальное кино.
С первого кадра нас ждёт гротеск. И этот гротеск мгновенно сменяется очень сильной сатирой на бюрократический аппарат. В механизм, печатающий приказы о том, кого расстрелять, а кого просто доставить в Отдел сбора информации, попадает... муха. И аппарат, явно символизирующий чиновничью машину государства, отстукивает однажды вместо слова «Татлл» слово «Батлл». Татлла ищет вся страна (он инженер-революционер), а вот Батлл мирно сидит в своей уютной квартире где-то в бедных кварталах и даже не думает заниматься ничем противоправным. Но машина отстукала «Батлл» и вот во все окна, двери и даже с потолка вваливается толпа спецназа!
Ошибка? Какая ошибка? Система не допускает ошибок! В этой системе все абсолютно по закону и ничего вообще не делается, если не будет исполнено строго по инструкции. Любое человеческое движение должно быть описано и запротоколировано, а больше всего люди бояться, если в какой-нибудь бумаге будет допущена ошибка или очередной аппарат отобьет вместо «Татлл» - «Батлл». И если по этой самой «ошибке» в отдел привезли Батлла, то его будут допрашивать как Татлла (о мухе никто и не подумает – думать о таком недопустимо в этой системе).
Ну, в общем, этот фильм нельзя пересказывать - его надо смотреть, поскольку визуальный язык «Бразилии» просто феноменален. Так что - всего несколько сцен, каждая из которых сама по себе символ самой невероятной антиутопии.
- Сцена, когда руководитель предприятия, в котором в начале фильма работал Сэм, смотрит в зал, где упорно трудятся его сотрудники: стучат доклады, переносят бумаги, сидят за компьютерами в поте лица. Стоит директору просто закрыть дверь и вернуться в свой кабинет, как… все сотрудники дружно и до единого начинают смотреть футбольный матч. Он открывает дверь – работа, закрывает – футбольный матч.
- Изумителен «народный автомобиль» на котором в квартал бедноты едет за делом Батлла Сэм Лаури: «Трабант» и «Запорожец» рядом с этим шедевром кажутся просто «камазами». Автомобиль, в котором с трудом может поместиться один человек и сделанный из дерева и пластмассы (к слову, Лаури на нём ездит, так как ненавидит элиту и в душе с народом).
- Невероятно шикарны все сцены с сантехниками-теплотехниками, когда те пытаются вломиться в дом к Сэму, чтобы починить сломавшийся кондиционер, а тот в ответ требует от них справки по форме такой-то, что буквально приводит сантехников в состояние паралича от ярости. Никто не знает, как заполнить эту чертову справку, но без нее работать нельзя. Сантехники в ответ обещают «отомстить». «Мы еще вернемся, вот увидишь!» Месть их не просто страшная, она безжалостная. Они приходят с заполненной справкой и делают все… строго по инструкциям – то есть разносят квартиру Лаури к чертям собачим, а не доделав уходят, поскольку по инструкции так можно поступить!
При этом Гиллиам умудрился в фильме пародировать сразу многие американские блокбастеры!
Тот же Татлл летает не хуже Бэтмена и тут аналогия чёткая! Летает, чтобы чинить людям кондиционеры и сантехнику (так в представлении режиссера идет «спасение мира»).
Сражение с электрическими ниндзя - чуть ли не сюжетная копия сражения Люка Скайуокера с Дартом Вейдером из «Звездных войн». Когда Сэм сбрасывает с поверженного самурая железную маску, то видит свое собственное лицо.
Сцена в бедном квартале дает пересылку на тучу американских фильмов на тему постапокалипсиса. А сам завод, на котором трудится Джил, весьма похож на металлургическое предприятие из «Терминатор-2»
Ну и наконец, сцена финальной битвы революционеров, возглавляемых Татллом и Лаури на огромной лестнице со спецназом, идущим ровным строем – тут уже фильм нашего Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Это вот единственное, что меня немного покоробило... Хотя ведь эта сцена вошла в мировую классику и Гиллиам мог не пародировать, а использовать её мощнейший посыл.
Удивительно, но бюджет этого шедевра всего 15 млн. дол. Сейчас такого и за 250 со всеми компьютерами вряд ли снимут. В общем, если вы не посмотрели «Форест Гамп» или «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» - это не особо страшно. Но вот если не посмотрели «Бразилию» хотя бы раз… называть себя «гурманом кино» лучше не стоит.
Рецензию для канала ПроСмотр подготовил писатель-фантаст Лев Вишня. Под синей ссылкой - переход на его роман "Психокуб", написанный с элементами психологического сюрреализма. Там тоже есть довольно много отсылок и переосмысления популярных философский идей. К прочтению рекомендовано.