Найти тему
КинООфилин

Британская садистская трилогия ужасов

Что такое, почему так называется и кто это придумал.

Три лица страха
Три лица страха

На рубеже 50-60-ых годов в английском кинематографе готический хоррор правил бал. Вознесённый на вершину жанрового кино студией "Хаммер", снявшей в 1957-ом "Проклятье Франкенштейна", он успешно проходил цензуру и пользовался на родине неизменной популярностью. Понимая, что пролезть на рынок с аналогичным товаром будет чрезвычайно сложно, особенно учитывая, что ресурсов на создание более дорогих картин нет, студия "Anglo-Amalgamated" решила зайти в кинотеатры с чёрного хода. Она выдавала маленькие бюджеты продюсерам, которые приходили со свежими или смелыми идеями. Хозяевам было, в целом, всё равно, как они их используют, лишь бы приносили прибыль.

Ужасы чёрного музея
Ужасы чёрного музея

В 1959-ом году они выпустили первый фильм, который на момент выхода и на протяжении следующих нескольких лет никто и не подумал бы называть началом трилогии. "Ужасы чёрного музея" предлагали зрителю не привычную формулу сверхъестественного ужаса, а делали акцент на том, что ужасным монстром может быть обычный человек. Причём не какой-то маргинальный тип из подворотни, а вполне респектабельный и уважаемый член общества. Более того, имеющий проблемы со здоровьем. К сожалению, общее качество картины оказалось даже ниже, чем предполагали создатели. Однако благодаря интересной рекламной компании в США, фильму удалось неплохо заработать.

Подглядывающий
Подглядывающий

В мае 1960-го года выходит фильм "Подглядывающий". Самый смелый проект, намного опередивший своё время. Майкл Пауэлл был признанным режиссёром, в первую очередь, за музыкальные фильмы, такие как "Сказки Гофмана", "Красные башмачки", а также совместную работу над прекрасным и культовым "Багдадским вором". Однако в этой ленте он взялся экранизировать сценарий Лео Маркса, крайне интересного товарища, который во время Второй мировой войны возглавлял дешифровальную группу в Управлении специальных операций Великобритании. Получившаяся история, фактически приравнивавшая просмотр фильма к акту вуайеризма, вызвала бурную реакцию как среди критиков, так и в рядах общественности. Дошло до того, что ленту снимали с показов - настолько высказанная идея претила людям. В картине вновь не нашлось места привычной мистике, монстрам и чудовищам, порождённым буйным воображением. Напротив, даже убийца был выписан так, что несмотря на свои преступления, вызывал откровенную жалость. Главный антагонист - доведённая до абсурда персонификация фигуры отца - появляется исключительно на киноплёнке, в фильме внутри фильма, и представлена самим Пауэллом, чем ещё больше размывает грани между главным героем и зрителем.

-4

В июне 1960-го года, выходит лента "Цирк ужасов". Если "Подглядывающего" публика, в массе своей, предпочла забыть как страшный сон, а на сеансы "Ужасов чёрного музея" нужно было зрителей завлекать выдуманной технологией, то эта картина стала безусловным хитом проката по обе стороны океана. Режиссёр предложил на суд людской простую, но динамичную историю, снятую прекрасным оператором. Чтобы быть уверенным в успехе заранее, местом действия был выбран цирк. Это значило, что часть хронометража можно смело отвести под несколько красочных номеров, которые даже при низком качестве основного продукта запомнились бы публике. К счастью, с фильмом всё было в полном порядке. Главный злодей - пластический хирург истинно арийской внешности в бегах, - одержимый идеей создать собственными руками сверхчеловека. Играя одновременно на хорошо знакомых архетипах послевоенного зла и на любимом виде зрелищ простых людей, режиссёр смог создать отличный развлекательный фильм, который и ныне способен доставить немало удовольствия при просмотре.

Часть обложки книги
Часть обложки книги

Первым, кто заметил простую черту, объединяющую фильмы и отличающую их от множества других, выпущенных в то время, был кинокритик, а в будущем сценарист Дэвид Пири. В 1973-ем году он выпустил книгу "A Heritage of Horror: The English Gothic Cinema 1946-1972"(ознакомиться с печатным экземпляром в Москве можно в Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино), в которой впервые попытался дать обобщённую критическую оценку британским ужасам. Именно на страницах сего исследования критик объединил "Ужасы чёрного музея", "Подглядывающего" и "Цирк ужасов" в серию, назвав её "Садистской трилогией", поскольку акцент в этих постановках был сделан на отсутствии мистической составляющей и углублении в психологию убийц. Зрелище было подчёркнуто эротичным, разумеется, по меркам того времени. Новые попытки придать хоррору реалистичности со сценами, потакающими запросам публики, начались практически одновременно в нескольких странах, но Великобритания оказалась не готова к подобному резкому изменению курса.

Мои полные развёрнутые обзоры всех фильмов трилогии:

"Ужасы чёрного музея", "Подглядывающий", "Цирк ужасов".

Котейка соблюдает чистоту и придаёт уникальность статье
Котейка соблюдает чистоту и придаёт уникальность статье

На этом я заканчиваю свои разборы этих фильмов. Если когда-нибудь я вновь вернусь к ним, то только в видеоформате. Любите кино.

Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо.