После 1914—1915 гг долгое время специальных экспедиций по поиску следов «Св. Анны» не предпринималось, поступали лишь отдельные разрозненные сведения. Например, в 1928 году в Ленинграде издательством «Вокруг света» был напечатан роман швейцарского писателя Рене Гузи «В полярных льдах», который описывал дрейф во льдах некой парусной шхуны «Эльвира» от лица медсестры Ивонны Шерпантье. В частности, в романе в форме дневника рассказывалось об уходе части экипажа во главе со штурманом и о смерти оставшихся от голода и болезней. Издание романа сопровождалось литературной мистификацией: якобы Шерпантье перед смертью упаковала свой дневник в плавучий мешок, найденный затем китобоями. Только в 1931 году Гузи разоблачил эту мистификацию, заявив, что роман был написан на основе книги Альбанова.
Ещё имеются свидетельства штурмана полярной авиации, писателя Валентина Ивановича Аккуратова, относящиеся к 1937 году. Годом раньше на севере Земли Франца-Иосифа, на острове Рудольфа была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжёлых четырёхмоторных самолёта АНТ-6 доставили папанинцев на Северный полюс. После высадки самолёты с экипажами были оставлены на острове для подстраховки. В тот день была низкая облачность. Аккуратов со своими товарищами на вездеходе поднимался на купол ледника острова. Случайно взглянув в сторону моря, Аккуратов увидел милях в трёх от берега, напротив бухты Теплиц-бей, парусное судно, вмёрзшее в лед: три мачты, реи оборваны. Было видно, что оно давно во льдах. По всем очертаниям корабль был похож на «Св. Анну». Повернули назад, бросились к самолёту, стали разогревать мотор. Тем временем судно накрыло туманом, который постепенно наполз на берег. Погода стала нелётной. В общем, туман разошёлся только через две недели. Ветер угнал куда-то льды, море было чистым — исчезло и судно. Полярники облетели кругом в радиусе ста километров, но безуспешно.
Кроме того, на том же острове Рудольфа, в развалинах стоянки итальянской и американской экспедиций Абруццкого и Фиала, Аккуратов с товарищами нашёл дамскую лакированную туфельку. На внутренней лайковой подкладке в золотом клейме была надпись: «Поставщик двора Его Императорского Величества: Санкт-Петербург». Возникла мысль: не принадлежала ли эта туфелька Ерминии Жданко, ведь в числе итальянской и американской экспедиций женщин не было? Может быть, вскоре после ухода Альбанова со своими спутниками «Св. Анну» раздавило льдами, и Брусилов с уцелевшей командой тоже отправился в пеший поход к Земле Франца-Иосифа? Полярники перерыли всю стоянку, однако никаких других вещей, подтверждающих эту версию, не обнаружили.
Существуют весьма сомнительные воспоминания очень и очень дальних родственников Ерминии Александровны Жданко, из которых следует, что якобы незадолго до Второй мировой войны, в 1938 или 1939 году, Ерминия Брусилова (именно под такой фамилией) приезжала в Ригу, не то с сыном, не то с дочерью, и что жила она тогда где-то на юге Франции.
Или вот в 1979 году в газете «Труд» была опубликована статья С. Снегирёва «Тайна Ледяной гавани» — об экспедиции, разыскивающей остатки корабля Баренца. В этой статье походя сообщалось, что на Новой Земле обнаружен столб с надписью «Св. Анна» 1914 год», хотя просто невозможно, чтобы хоть кто-то из экспедиции Брусилова мог добраться до Новой Земли в 1914 году.
А в газете «Сельская жизнь» была напечатана статья писателя, в прошлом военного моряка Николая Черкашина, в которой он между делом рассказывал о том, что в 1988 году в Штральзунде (город-порт в Германии), в одном из пивных погребков, в который он заглянул с друзьями, на стене он увидел деревянное рулевое колесо. К ступице штурвала была прикреплена русская православная икона, на которой церковнославянской вязью было написано: «Святая Анна Кашинская», а на медной закладке проступали затертые латинские буквы «…аndor…» На расспросы хозяин погребка рассказал, что этот штурвал добыл его отец, рыбак. Он ходил механиком на небольшом траулере. Якобы осенью 1946 года в Северном море траулер в густом тумане чуть было не столкнулся с брошенной парусной шхуной, с которой и был взят этот штурвал.
В целом, имеется несколько гипотез того, как могла погибнуть «Св. Анны». Вероятность быть раздавленной льдами, на основании опыта предыдущих зимовок, оценивается как минимальная. Однако судно могло погибнут от пожара или от шторма — уже после того, как освободилось изо льдов. Есть некоторая вероятность, что после своего освобождения из ледяного плена в 1915 году, по пути в порт «Св. Анна» могла быть потоплена немецкой подводной лодкой, ведь шла Первая мировая война. Или же дрейф во льдах мог затянуться дольше 1915 года, и тогда экипаж «Св. Анны» должен был погибнуть от голода и цинги. Однако ни одна из этих гипотез до сих пор не получила надёжного фактического подтверждения.
Читать первую главу