Найти в Дзене
Дома тоже хорошо!

Такие разные бабушки. Часть 1

Мои были похожи на среднюю и правую бабушек
Мои были похожи на среднюю и правую бабушек

Я прекрасно помню своих бабушек, обеих, хотя одна из них жила далеко, виделись мы редко, и умерла она рано. С неё и начну.

Бабушка Наташа знала четыре языка и образование получала в Москве. Девушкой она была яркой, красивой и бойкой, закрутила роман с офицером…и оказалось, что давно и надежно женатый офицер - сотрудник ГРУ, должен ехать в Германию, а ее, как опорочившую честное имя такого надежного товарища и своё звание студентки столичного ВУЗа, распределяют в Казахстан. Целину поднимать. И узнала она это из беседы с деканом своего факультета, перед защитой диплома. И распределение получила в Казахстан, в дальнее село, целину поднимать… В селе, оказавшемся райцентром, знатно обалдели, получив вместо бухгалтера по распределению экономиста из Москвы. Выделили домик, ознакомили с местом, и жизнь потекла своим чередом… В мужья бабушка Наташа выбрала человека интересного - агроном, высокий и красивый блондин, потомок ссыльных польских евреев, неизвестно зачем высланных в Казахстан в начале ХХ века. Красивая была пара, трёх дочерей вырастили, огромный двухэтажный дом построили.

В моих воспоминаниях бабушка Наташа видится ранним утром: она оставляет на столе огромный пирог (наша еда на весь день), небольшую кринку молока и несколько банок абрикосового компота. И мчится на работу: лето - горячая пора для всех, особенно для председателя колхоза. Да, в колхозе-миллионере председателем - женщина, Наталья Филипповна. Никто и полслова не сказал - заслужила.

А мы встаём с постелей, жуём ещё тёплый пирог с абрикосами, и выползаем на улицу. Двор залит солнцем, и только слегка затенён ползучим виноградом: никак не желают непослушные плети устроить навес, пересыхают на полпути. Кормим цыплят заготовленной кашей, наливаем свежей воды Цыгану - огромному чернющему цепному псу. И выходим на улицу - от утоптанной до каменной твердости глиняной дороги поднимается такой жар, что мы идём по щиколотку в воде - по арыку, выкопанному вдоль заборов. Арык питает ледяная горная речка, и иногда мы выскакиваем на дорогу - отогреть промерзшие ноги. Можно играть с соседскими ребятами, ловить пауков, строить запруду, искупаться в ней, дойти до центра посёлка - можно многое придумать. Но к полудню надо быть дома - жара ворует тени, загоняет всех по домам, вот и бабушка забегает - проверить, как мы поживаем, достать из погреба холодного кваса и принести нам свежеиспеченного хлеба. Горячий хлеб, дедушкиной засолки сало и огромный помидор с огорода - вот и обед.

Жара спала, и можно снова гулять, до темноты: она приходит быстро, густая и ароматная ночь, все село пахнет абрикосами и почему-то кукурузой. Кукурузы, кстати, до сих пор не ем - так объелась в детстве, до сих пор смотреть не могу. Ночью распускаются душистые белые цветы во дворе - дедушка устроил настоящий райский сад, что там только не росло, саженцы привозил со всего Советского Союза.

Умерла бабушка Наташа рано и внезапно: остановилось сердце. Вёз ее водитель в соседний район, и не довез, всей жизни - 54 года… Я помню, как плакала мама, и как плакала я - потому что никак, ничем не могла помочь, да и чем поможет маленький ребёнок. Папа уехал на заработки, бабушка (его мама) выхаживала деда после инсульта, а мы дружно чем-то отравились и слегли напрочь. Как говорит наш президент, это был тяжелый год…

В нашей семье не принято поминать в день смерти, мы отмечаем дни рождения наших ушедших любимых. 14 июня, каждый год, я пеку большой пирог с абрикосами, и рассказываю детям о бабушке Наташе, Казахстане, дедушке Коле и их прекрасном саду.

Какое у вас любимое воспоминание детства?