(вечная дилемма: сытый и бесправный или голодный, но свободный? Только вся беда в том, что нет и не будет никакой свободы, а стоит задача максимально комфортно построить собственный личностный мирок, свое внутренне жизненное пространство, чтобы минимально конфликтовать со всем внешним миром, но такую реальность не всякий осознаёт и потому претензии к социуму и власти по ограничению самых разных, ну, пусть свобод, приводят к социальным катаклизмам и утрате личностных духовных ориентиров)
Надо контролировать, кому давать, а кому не давать. Почему мы вдруг решили, что каждый может иметь?//Черномырдин В.С//
Давайте немножко припомним свою недавнюю советскую историю. Я, собственно, вот к чему. Вся нынешняя российская действительность ставит много вопросов и один из них о нашем общественном самосознании и гражданской ответственности. И тут будет абсолютно уместно вспомнить, как ныне сказали бы, крылатый большевистский слоган: мы не рабы, рабы не мы.
Это фраза из самой первой советской азбуки «Долой неграмотность: Букварь для взрослых» (1919). Автор этой фразы — составитель учебника Александр Яковлевич Шнеер, впоследствии исследователь истории советского театра, цирка и эстрады. Одно слово - циркач, но сотворил, то, что уже сто лет никак не вытравить из сознания советских и постсоветских граждан. Это вот самое великое наше духовное достижение - гордость за свой статус и свою безграничную волю. Безграничную в том смысле, что ее и не видно и она у каждого своя нынче. И вот теперь надо бы вообще понять, народ, а такая воля это благо или зло?
С одной стороны, наш народ никогда и не был свободным и вольным, всегда под неким социальным прессом - сословным, государственным, религиозным и т.д. Казалось бы октябрь 1917 года смел все прежние ограничения, но появились новые, а советские граждане кроме всего прочего обрели ответственность или обременение за всех трудящихся мира. И никак не меньше! Масштабы и эйфория от глобальности забот за всемирный пролетариат, далеко отринули конструктивное беспокойство о собственной свободе, а потом пришла война и неисчислимые страдания вовсе сделали неуместным вопросы о воле. Вот и решали всегда и всё за нас наши видные партийно-советские деятели и вожди. И как-то особо это нас не огорчало, небожители отдельно, а народ сам по себе, но потом эти самые видные деятели возжелали вкусить скромное обаяние буржуазии и случился 1991 год. СССР успешно развалили, нет, он не распался, но его развалили, при этом весь народ так реально поманили свободой, демократией и волей. Казалось бы, ну всё, "щас заживем"!
В самом деле, зажили, только почему-то не все, не поголовно, зато обрели реальную свободу: от государства, от денег, от достатка, от стабильности какой-никакой. Пришел господин рынок, с замашками базара и мы все застыли в шоке от своего бесправия, бессилия и материальной кабалы. Государство в лице верховной власти неустанно предлагало суверенитет и свободу всем участникам демократического строительства новой России. И опять эта пресловутая воля махнула крылом народу, свернула кукиш в морду и как-то растворилась в повседневности мещанского болота. Материальность собственного бытия стала фетишем, а вот духовность и ее социальный формат затерялись где-то в подвалах меркантильности. Такой дисбаланс привел к значительной поляризации общества и народная воля стала зависать в раздумьях о прошлом и как-бы задумываться о формате реституций. Появились некие системные и несистемные оппозиционеры и несогласные. Случилась Болотная, ещё пару протестов, но только вот кто такое нынче позволит, да и многим из нас никак не нравится возврат в прошлое или версия СССР-2. Очевидно, все это уже прошлое.
Ну, а теперь давайте серьезно поговорим о здравом смысле, что и есть воплощение спонтанной человеческой воли пусть и в форме тех или иных инструментов нашего социума. Поговорим без всяких академических понятий и терминологии завзятых психологов, сиречь знатоков якобы человеческих душ, воплощенных в такое понятие, как психика хомо сапиенса вульгарис. И вот если здраво рассудить, то мы в своей массе просто сумасшедшие. Мы тупо не желаем жить, бороться за свою жизнь и своих близких. Ну, хорошо, мы проиграли свою войну в экономике и не стали счастливой и богатой страной или обществом сытости и достатка. Тут не все, конечно, однозначно, но то, что потребуется много времени для выползания из нищеты - это факт. Думаю, что все это уже осознали, но ропщут и негодуют по инерции и от отчаяния. А вот как быть с пандемией? С мерами ее преодоления? Где граница между волей и принуждением к гражданской ответственности каждого из нас?
Ресурсы сети и многие средства масс-медиа дружно множат мнения самых разных специалистов от медицины в части вакцинации. Меня поражает, что, условно говоря, врач-проктолог становится всероссийским гуру в вирусологии. Что происходит, народ? С каких пор мы стали поголовно грамотными светилами медицины в борьбе с коронавирусом? Вспомните начало, весну 2020 года, меры карантина и самоизоляции. Тогда, несмотря на крик и недовольство, мы прошли значительно легче этап вхождения в эпидемиологический режим. Появилась вакцина, а очереди на прививку нет. Весь мир - свободный и демократичный - стоит в очереди на вакцинацию, но мы, имея уже несколько видов препаратов продолжаем игнорировать весь процесс. Что это? Что за фатализм? Неужели вот такой формой мы решили продемонстрировать свою волю? И если власти мягко увещевают о необходимости прививки, то всякий адекватный гражданин в силу своей социальной ответственности должен проявить реально свою зрелость и прийти на пункт вакцинации.
Однако, такого не происходит. В реальности такое небрежение мерами профилактики привело к взрывному всплеску инфекции и стационары резко стали заполняться больными. Медики говорят о возросшей доле тяжелобольных и, естественно, растет число умерших. Вновь плановые больные уходят за пределы внимания медиков и остаются без своевременного лечения. В целом такая наша воля и свобода сродни приговору многим хроническим больным. Поражаюсь нашей черствости и высшей степени эгоизму и это у нас, потомков героев войны, когда жертвенность среди защитников Родины была неимоверна высока.
Знаете, есть высшие силы, которые дают нам испытания и коль скоро наша человечность, наш гуманизм упали ниже плинтуса, то мерой наказания и является наша материальная нищета, усугубляемая духовной деградацией. И мне стыдно перед памятью предков, что не можем преодолеть собственную гордыню и лень. Гордыню в протесте якобы власти, а лень в отношении к труду и друг другу. Мы просто не заслуживаем лучшей доли и сегодня мы несем пассионарное наказание, но не осознаём этого. Пока не осознаём и, думаю, что ситуация с пандемией лишь малая наша беда и вся проблема гораздо и глубже, и страшнее. Возможно, что время русского мира истекло? И наша воля давно превратилась в бесовское торжество? И, значит, прав был протоиерей Смирнов, когда говорил о близости конца при неизменности духовного штопора нашего нынешнего социума, значит, нам действительно пора на свалку истории и нужно давно уступить место новому миру, например, тому же исламу?
Вы, читатели, наверное скажете, что я излишне пессимистичен и когда писал выше о нашей воле был более точен и именно она не даст нам окончательно сгинуть и исчезнуть. Возможно, но верно и то, что если ничего не предпринимать сегодня, если по-прежнему пускать пузыри и капризничать, если, наконец, не стать взрослыми и социально ответственными гражданами, то мое вангование имеет реальные шансы осуществиться. Выбор за каждым из нас и вольному воля.