- По этому телеку одна пропаганда!
- Зато в интернете их много - на любой вкус.
Всю жизнь только и делали с нами, что приучали к мысли: "Вот в совке была сплошная пропаганда, аж дышать нечем! Ну в Третьем Рейхе была пропаганда конечно же, но они же один черт с совком похожи. Как хорошо, что есть демократия! При ней нет пропаганды". Как там Помпео сказал недавно? Правильно! "Коммунисты всегда врут". Зато вот демократическое правительство США никогда не врёт 😏 И естественно куда же без кремлёвской пропаганды, самой пропагандной пропаганды мира. Вы ведь помните, что врут только плохие парни, а хорошие парни из демократических стран никогда такого себе не позволят? 😏
К чему это я все? Вот вспомнила на днях одну любопытную книженцию, написанную видными социальными психологами США. Сказать честно, не очень доверяю таким книгам. Мне кажется, что они пишутся в основном ради продаж (названия и тематика в помощь, все хотят уметь манипулировать или защищать себя от манипуляций). Но кое-что в этой книге все же есть.
Много внимания здесь уделено политике, технологиям предвыборных гонок и созданию портрета идеального кандидата. Тут есть много такого, над чем можно задуматься, чтобы смотреть на процесс выборов и агитации более здраво, понимать, как с помощью удачно созданного образа нам подсовывают откровенное 💩 Чтобы больше не попадаться на удочку типа "цi руки нiчого не крали" и "я люблю свою страну, люблю свою собаку".
Однако речь в книге не только о политике, но и о повседневности. Много уделено внимания процессу "впаривания" товаров и услуг маркетологами, разобраны рекламные фишки, которые особенно цепляют народ.
Как пример, авторы приводят результаты экспериментов. Мне больше всего запомнились эксперименты с телефонным разговором и автомобильной аварией. В первом случае с разными мужчинами говорила одна и та же женщина, на те же темы, но каждому из них были показаны фотографии разных женщин. Тем, кому досталось фото покрасивее, оценивали собеседницу выше, чем те, кому показали не очень красивую девушку. Во втором случае нескольким группам показывали видео аварии, после чего спрашивали...
после чего спрашивали, какова вероятная скорость, с которой ехали машины.
От характера вопроса зависел и характер ответа. При вопросе: " Какая была скорость, когда машины столкнулись?" Ответчики называли скорость меньше, чем когда в вопросе звучало "врезались".
Ещё запомнилась техника гранфаллуна - объединения людей в группы по мнимому признаку. Это касается, кстати, разнообразных протестных акций, майданов и т.д. Как абсолютно чужие люди начинают активно "любить друг друга", если у них в руках "правильный" флажок или ленточка, и животно ненавидеть тех других, кто таких флажков не носит. Это касается также футбольных и музыкальных фанов. Ниже приведу цитаты.
В общем, советую эту книгу, лишним не будет прочитать. Хотя сегодня средства пропаганды стали более изощренными, нам её подсовывают не строгие дяди из новостей, а симпотные мальчики с айфонами в руках, которые умеют общаться по-молодежному.
Также советую найти и посмотреть на Ютуб видео от Ritharta "Пропаганда, которую мы полюбили" - как раз в тему.
Читайте, смотрите, размышляйте, не давайте себя обмануть и помните: "Правда всегда одна!"
Что делает гранфаллун действенным и внушающим доверие? Исследователи раскрыли два лежащих в его основе психологических процесса: когнитивный и мотивационный. Во-первых, осознание того, что «я нахожусь в этой группе», используется, чтобы структурировать и придать миру осмысленность, во многом практически так же, как слова и ярлыки можно использовать для пред-убеждения (см. главу 6). Различия между группами преувеличиваются, в то время как черты сходства среди членов гранфаллуна подчеркиваются со свободной от сомнений внутренней уверенностью, что «свойства нашей группы именно таковы». Серьезным следствием этого оказывается дегуманизация тех, кто не входит в твою группу, мысленно они представлены простым, часто уничижительным ярлыком — болван, япошка, деревенщина, жид, черномазый — в противоположность уникальным личностям — Нгуен, Сусуму, Энтони, Эллиот, Дуг. Гораздо легче оскорблять абстракцию. Во-вторых, социальные группы — источник чувства собственного достоинства и гордости, нечто вроде вывернутого наизнанку «марксизма» Грауч Маркса: «Я был бы более чем счастлив вступить в клуб, который согласился бы иметь меня в качестве своего члена». Чтобы обладать чувством собственного достоинства, предлагаемым группой, члены этой группы должны ее защищать, признавать ее символы, ритуалы и верования.
Что можно сделать, чтобы уменьшить шансы оказаться жертвой тактики гранфаллуна?
Вот пять простых практических правил, способных оказать помощь в этом. Во-первых, относитесь осмотрительно к тем, кто пытается создавать группы на минимальных основаниях и зачислить вас в члены определенной категории. Есть много способов категоризиро-вать человека и навешивать на него ярлыки. Спросите себя: «Почему предлагается именно этот конкретный ярлык?». Во-вторых, следуйте старому девизу борцов за гражданские права: «Ориентируйся на приз». Старайтесь связать свою самооценку с достижением цели — будь это высококачественная покупка по разумной цене или социальное благо, — а не с сохранением образа своего «Я». В-третьих, постарайтесь, чтобы ваша самооценка зависела не от одного гранфаллуна — это может вести к фанатизму. В-четвертых, ищите общие точки соприкосновения — цели, которые могли бы быть приемлемыми в равной степени как внутри группы, так и за ее пределами, — как средство, снижающее значение групповых границ. И наконец, постарайтесь думать о тех, кто не входит в вашу группу, как о личностях, у которых может быть с вами гораздо больше общего, чем думалось вам прежде.