Кристофер Нолан - сценарист и режиссёр, который стоит за некоторыми из величайших и самых творческих кинематографических историй.
Его первый полнометражный фильм "Преследование", был снят всего за 6000 долларов. Нуарный триллер получил международное признание на нескольких кинофестивалях и обеспечил Нолану доверие, необходимое для того, чтобы собрать финансирование для следующего фильма - "Помни".
Он написал и снял этот фильм, продемонстрировав структурный стиль, который большинство никогда не видели в фильме, по сути, рассказывая историю от конца в начало. Фильм получил номинации на премию "Оскар" и премию "Золотой глобус" за лучший оригинальный сценарий.
Затем Нолан будет режиссёром психологического триллера "Бессонница" с Аль Пачино, Хилари Суэнк и покойным Робином Уильямсом в главных ролях, а затем случится первая работа с большой студией и производством. Он поставит фильм "Бэтмен: Начало" - первая перезагрузка франшизы.
Фильм был тепло встречен критиками и кинозрителями, что привело к продолжению - "Тёмный рыцарь", который впоследствии станет одной из самых знаменитых экранизаций комиксов всех времен. Хит Леджер получит премию "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана.
Фильм получил восемь номинаций на премию "Оскар".
"Престиж" был написан Ноланом в соавторстве и снят между двумя фильмами о Бэтмене. Мистический триллер с Кристианом Бейлом и Хью Джекманом в главных ролях был уникальным и признанным критиками проектом, который продемонстрировал умение Нолана создавать оригинальные истории.
После успеха "Тёмного рыцаря" Нолану был предоставлен полный контроль над его следующим оригинальным фильмом "Начало", который собрал более 800 миллионов долларов по всему миру.
Он закончил свою трилогию "Тёмного рыцаря" фильмом "Тёмный рыцарь: Возвращение легенды", который предоставил ему возможность написать и срежиссировать ещё один уникальный и оригинальный фильм - недооцененный "Интерстеллар". Он собрал положительные отзывы и сильные кассовые сборы, заработав более 670 миллионов долларов по всему миру.
Нолан обратился к историческим событиям для своего следующего сценария. "Дюнкерк" рассказал историю солдат-союзников из Бельгии, Британской империи и Франции, когда они были окружены немецкой армией, ожидая эвакуации во время ожесточенного сражения во время Второй мировой войны. Фильм был номинирован на восемь премий "Оскар", в том числе за лучшую картину и лучшую режиссуру.
В этой статье мы приведём некоторые из известных цитат Кристофера Нолана о режиссуре, написании сценария и визуальном повествовании, которые помогут вашим сценариям стать лучше.
"Нарушать правила неинтересно. Придумывание новых - вот, что делает истории захватывающими."
Так много сценаристов заинтересованы в том, чтобы нарушить правила и шокировать индустрию и зрителя. Нолан указывает на другую концепцию - создание новых способов рассказывать кинематографические истории.
Это то, чем Нолан славится на протяжении всей своей карьеры.
До "Помни" мы никогда не видели фильма с такой уникальной структурой и повествованием.
"Тёмный рыцарь" дал нам фильм о супергероях, который мы никогда раньше не видели - реалистичный фильм-нуар.
"Начало" и "Интерстеллар" предложили новые формулы создания больших зрелищных фильмов - сочетание хай-концепта с сильными, эмоциональными сюжетными линиями и персонажами.
"Дюнкерк" превратил то, что в противном случае могло бы быть стандартным военным фильмом, в хорошо структурированную историю, напряжённую и непредсказуемую.
Не беспокойтесь о нарушении правил, чтобы вас заметили. Вместо этого создавайте новые вещи. Дайте индустрии то, что они никогда не видели в том, что им нужно и чего они хотят.
"На самом деле я не делаю много ресёрча, когда пишу. Я знаю, что многое из того, что я нахожу уже подтверждает то, что я хочу сделать. Если же ресёрч противоречит тому, что вы хотите сделать, вы, как правило, идёте вперёд и делаете это в любом случае."
Это мастерский подход к ресёрчу.
Он не должен диктовать вашу историю и то, как вы её пишете. Вместо этого он должен поддерживать то, что вы планируете сделать в первую очередь.
"То, что я пытаюсь делать, - это писать изнутри. Я действительно пытаюсь окунуться в мир фильма и персонажей, пытаюсь представить себя в этом мире, а не представлять историю как фильм, который я смотрю на экране. Иногда это означает, что я натыкаюсь на открытия так же, как это потом сделает аудитория, с персонажем и историей."
Ещё один пример уникального подхода Нолана к своему ремеслу. Большинство авторов делают всё возможное, чтобы визуализировать фильм так, как будто вы смотрите его на экране. Это прекрасное и необходимое начало.
Но на самом деле совет "поместить себя в мир истории" позволяет вам создавать моменты катарсиса и эмпатии, которым каждый сможет сопереживать.
"Для меня написание сценария - это сочетание объективного и субъективного подхода. Иногда вы применяете объективный подход, чтобы пройти через всё и узаконить логику фильма, а иногда вы применяете субъективный подход, и это позволяет вам найти эмоциональный опыт для зрителя."
Самые опытные сценаристы обладают способностью быть объективными в своей работе - это одна из вершин искусства, ремесла и бизнеса. Когда вы можете смотреть на свои страницы и объективно просматривать их, вы можете принимать трудные решения, чтобы создать лучший сценарий.
Когда вы субъективно относитесь к элементам своей работы, вы вставляете свои собственные симпатии, страсти и эмоции — всё это, вероятно, также тронет сердца зрителей.
"Вы никогда не узнаете что-то так глубоко, если вам это не будет интересно."
Когда вы выбираете свой следующий проект, постарайтесь найти что-то, что сосредоточено на предмете, персонаже или мире, который вызывает ваше любопытство.
Некоторые из самых убедительных концепций рождаются из вопросов "что, если". Когда вы найдёте удивительный вопрос, на который нужно ответить, ваше любопытство побудит вас исследовать возможные ответы - всё это приведёт к замечательным историям и персонажам.
"Вам нужно время. И это не означает, что нужно обязательно работать над проектом полный рабочий день - это означает время, чтобы собрать идеи вместе, а затем позволить им остаться, уйти и сделать с ними что-то ещё, вернуться и посмотреть и так далее."
Одна из худших вещей, которые вы можете сделать как сценарист, - это броситься в проект, как только идея придёт вам в голову.
Концепция должна развиваться. Это семя, которое нужно поливать, кормить и дать ему время расцвести.
Когда у вас есть концепция или визуальный образ, преследующий вас, пусть это будет так. Отправляйтесь на длительные прогулки или поездки на машине. Мечтайте. Начните прикреплять элементы истории и персонажей к концепции, чтобы увидеть, что прилипает и остаётся.
"Почему мы падаем? Чтобы мы могли научиться вставать."
Неудача и отказы - отстой, но они учат нас, как в конце концов побеждать. Они необходимы. Примите неудачу и учитесь на ней.
"Одна из вещей, которую вам нужно делать как сценаристу и как режиссёру, - это цепляться за резонирующие символы и образы, не обязательно полностью понимая их самостоятельно."
Вводящий в заблуждение совет, когда учёные-гуру говорят, что вы должны знать всё о своих персонажах, истории и визуальных эффектах, которые вы используете в своих сценариях.
Представление таких символов, образов, типов персонажей и элементов истории, которые вы не до конца понимаете, совершенно нормально, если это резонирует со зрителем. Узнайте о них всё, что сможете, и убедитесь, что они существуют по какой-то причине, но не пугайтесь, когда вы не знаете о них всего.
"Речь идет об использовании вещей, которые аудитория может связать и на которые она может реагировать, что имеет наибольшее значение, даже если вы не полностью их понимаете. Вы никогда точно не знаете, к чему вернетесь и как заставить это работать. Вы никогда не знаете, откуда придёт это желание закончить что-то или вернуться к чему-то по-новому."
Сценаристы и кинематографисты не обладают какой-то волшебной способностью создавать шедевр из воздуха. Они должны работать над этим так же, как и вы.
"Я стараюсь быть максимально эффективным, потому что в моём процессе, я думаю, это действительно помогает работе. Мне нравится испытывать давление времени, ограничение денег и стараться придерживаться заданных нам параметров."
Крайние сроки подталкивают вас к более эффективной работе. Худший возможный сценарий, в котором живёт сценарист, - это полная свобода времени и денег. Вы никогда ничего не закончите, потому что ничто вас не толкает вперёд.
Когда вы пишете, подумайте о том, чтобы научиться писать как профессиональный сценарист. У профессиональных сценаристов обычно есть только десять-двенадцать недель, чтобы закончить сценарий.
Вместо того чтобы тратить от шести месяцев до года на завершение следующего сценария, дайте себе всего два-три месяца. И когда вы станете эффективными в этот период времени, попробуйте сделать следующий проект через месяц.
Вы вводите ограничения, с которыми сталкиваются профессионалы. Следовательно, вы тренируетесь писать как профессионал.
"Ситуация каждого человека уникальна, и единственное, что я узнал, это то, что вместо того, чтобы копировать чью-то модель для малобюджетного фильма, вы действительно должны посмотреть на то, что у вас есть, и посмотреть, как вы можете рассказать историю, которую хотите рассказать, используя то, что у вас есть вокруг вас."
Хотя это здорово - изучать кинематографическое образование ваших любимых сценаристов и режиссёров, вы должны понимать, что никогда не сможете подражать их успеху, делая то, что они делали.
Вы должны посмотреть на то, что доступно вам, и рассказать историю, которую вы хотите рассказать, с теми вещами, которые окружают вас в вашей жизни.
"Если вы можете привлечь немного внимания, немного успеха на фестивале, люди говорят:" Ну, что бы вы хотели сделать дальше? " И самое сложное в том, что если у вас нет конкретной вещи, вы не можете извлечь выгоду из этого момента."
Это необходимо для кинематографистов, посещающих фестивали, и для сценаристов, проходящих конкурсный или стипендиальный маршрут (а также посещающих писательские конференции).
Инсайдеры отрасли всегда будут спрашивать о том, что будет дальше или что ещё у вас есть. Будьте готовы ответить на эти вопросы.
by Ken Miyamoto
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.