Найти тему
Плетёночки

Брать или на брать?

Всем привет!

Много читала историй обмана заказчиками исполнителя - по вязанию, шитью и т.д. Некоторые истории просто дичайшие. Как можно так поступать без совести, без стыда? Наверное, нужно принять, что есть всякие люди. Поэтому обезопасить себя нужно ото всех. И я думала, а как объяснить вежливо человеку, который хочет у тебя что-то заказать, что предоплата (хотя бы предоплата) обязательна? И не просто объяснить, а чтобы он понял мою точку зрения и согласился с ней?

Думала много и поняла следующее: пока нет предоплаты - нет и правоотношений между заказчиком и исполнителем. Даже если есть устные договорённости, они не всегда работают. И не защищают, отнюдь нет, исполнителя. Заказчик в случае невыполнения его заказа ничего не теряет. Кроме времени. А исполнитель в случае отказа теряет деньги на материал, время, потраченное на выполнение, и другие деньги, которые он мог бы заработать за это время.

Так вот, чтобы обезопасить себя (как исполнителя), я беру предоплату. Чаще 100%. Но не меньше 50%. И это только за работу. Если участвуют материалы, то предоплата должна отбивать стоимость материала. Как это объяснить? Легко. Я выполняю индивидуальный заказ с индивидуальными (личными) параметрами данного человека. Именно эти параметры не подойдут для другого человека. Даже если вещь будет готовая, то найти второго такого же человека будет не так-то просто. И пока нет правоотношений - человек вам ничем не обязан и вы ему ничем не обязаны. И все, что вы делаете без правоотношений, вы делаете по своей доброй воле и под свою ответственность. Человек, которому вы делаете, свою ответственность никак не обозначает, и, к сожалению, в процессе может передумать. Более того, часто, очень часто человек говорит, что у него горит, а потом с забором может тянуть и неделю, и две, и месяц. Если и выкупит. А может и не выкупить.

И ещё такой аргумент. Ваша задача как исполнителя - сделать вещь (товар), которая соответствует качеству, размеру и т.д. В вашу задачу не входит выбивание денег за этот товар, бегание за клиентом, напоминания ему о готовности товара и т.д. А чтобы качественно сделать вещь в ровном состоянии и чтобы думы были лишь о творческом процессе, нужна предоплата - ваша защита. Даже если не выкупят, вы в накладе не останетесь. И сделав и сообщив о готовности, можно спокойно заниматься другими заказами, не терзая себя мыслями, когда заберут, ну когда?

Какую всё-таки брать предоплату, решаете вы. По мне - не меньше 50% (с поганой овцы хоть шерсти клок). И замечание клиенту, что она не возвращается. Это как гарантия оплаты за то время, что вы потратите на клиента.

Если клиент пытается увильнуть от предоплаты всеми правдами и не правдами, уговорами, что он де честный, что его слово - закон, что сейчас денег нет и т.д., смело и решительно отказывайтесь - денег вы все равно не увидите, потому что клиенту они нужнее (по его логике), чем вам. А ещё увиливание от предоплаты - знак, что человек не готов брать ответственность за свои хотелки.

Ещё один тревожный звоночек, сигнализирующий о том, что человек не хочет вам платить, - это обесценивание вашего труда (ой, да что там делать - два шва, две петли и т.д.). В таких случаях я предлагаю сделать клиенту самому и часто после этого они сливаются - ищут другого "лоха" (по-другому я не могу назвать того, кого они ищут), который сделает им эту работу за копейки.

И да, важный момент - вы чётко должны озвучить цену. Свою цену и стоять на своём. Будут говорить, что где-то дешевле - смело отправляйте туда. Как правило, качество там оставляет желать лучшего.

Ещё есть такие заказчики - вы мне сначала сделайте, я посмотрю и подумаю, платить или нет. Вот таких "продуманных" сразу отшивать) Как правило, они считают, что в ваших отношениях вы не равны им, а всего лишь обслуга, а условия устанавливают они. Вот это звоночек из звоночков. Такие люди дальше считают, что именно они устанавливают цену за вашу работу. Но потом они ещё и кочевряжатся - покажите, что сделали, а дальше я посмотрю, платить или нет. Не думайте, не оплатят. Не проверяйте. Они заранее вас не уважают. А нужны ли вам такие заказчики?

Ещё бывают те, которые пытаются втереться к вам в доверие через ваше знакомство с ними лично или через знакомых, и забрать готовый товар без оплаты. Их аргумент - ты же меня знаешь, я оплачу. Как будто то, что вы их знаете, защитит вас от неоплаты ими вашей работы. Нет, нет и ещё раз нет. Не ведитесь на такие заявления. А главное - не отдавайте товар без полной оплаты. Пришли, показали. Нет денег - нет товара.

Категория следующая - просят скидки. Часто неудобно отказать. Аргументы - я одна, я инвалид, я пенсионер, я ещё кто-то. Для себя я решила так. Я к себе волоком не тяну, хлеб не продаю. То, что человек хочет заказать, не потребность, не нужда, а его хотелка, без которой он будет жить и дальше. Следовательно, вопрос опять упирается в ответственность - отвечает ли человек за свои желания или он пытается паразитировать за чужой счёт. То есть за мой.

В подобных случаях нужно помнить, что вы хотите заработать, и именно для этого вы занимаетесь этим делом. И да, у вас есть на кого и на что потратить эти деньги.

Как ответил один иностранный хозяин дукана (магазина - по-нашему) на жалобы одной русской покупательницы, что денег нет, а купить хочется, - "Если нет денег, то нечего по дуканам ходить".

Да, я часто работаю с людьми дистанционно. Без предоплаты. Это я набираю тексты. Но! Сделав работу, я не высылаю её до тех пор, пока не получу за неё деньги, или высылаю экранный вариант. Да, я иду на этот риск (делаю без предоплаты), потому что если не у меня, то в другом месте клиенту все равно платить придётся. Бесплатно нигде не сделать. И платят без проблем.

Ещё один момент - шантаж. (Сразу скажу, у меня такого никогда не было). Однако, данный вариант развития событий возможен. Только сейчас проще оформить самозанятость и платить 4% и не бояться шантажистов.

Творите на всю катушку.

Любите себя, цените свой труд верьте в себя!