В Средние века, и вплоть до Нового времени, церкви оказывались увешаны гербами. Историк Ролан Абло назвал этот процесс «геральдизацией сакрального». Владелец не присутствовал физически, но его заменял собой герб. Церковь была центром религиозной жизни, где решались важнейшие вопросы человека: крещение, венчание, забота о душе после смерти. И герб обеспечивал вечное присутствие владельца внутри святого места.
Гербы вешали на стену, выкладывали на витражах, рисовали на потолке и на церковных картинах, которые потом вывешивали в нишах. Их вылепливали на барельефах в усыпальницах при церквях и соборах. Конечно гербы попадали в храмы не просто так. Обычно там красовался семейный знак правителя и всех тех горожан, которые внесли внушительные суммы на строительство, реставрацию или просто в благотворительный «фонд» церкви, либо совершил нечто ценное для страны.
Приведу в пример Чехию, откуда я успела вернуться накануне пандемии. Центр Праги увешан гербами. Хотя центр не средневековый, барочный, но традиция украшать стены домов своим гербом не прекращалась долго. В соборе святого Вита в нижней части готических витражей есть несколько гербов. Потолок собора Святой Варвары из Кутна Горы увешан гербами. Город маленький и все красивые здания отстраивались несколькими богатыми семьями. На радость современным владельцам турбизнеса. В знаменитой Костнице, оссуарии при церкви Всех святых, гербы выложены из настоящих костей. Но это развлечение уже барочного времени. Есть гербы в нишах и в Церкви Вознесения Божьей Матери рядом с Костницей.
Читайте другие посты о культуре Средневековья