Источники Бернардино де Саагуна упоминают, что "плохие торговцы какао" обманывали своих покупателей, подмешивая зерна дикого какао в мешки с белесоватыми крупными бобами какао (см. Подделка какао на рынках ацтеков и майя). Что же это за "дикое какао" и почему его так не любили ацтеки?
Речь несомненно идет о теоброма биколор, близком родственнике теоброма какао, содержащем, однако, несколько меньше кофеина. Бобы дикого какао, известного также как макамбо, паташте или баламте, не уступают обычному какао в размерах, но при этом менее горькие. В процессе созревания они приобретают стойкий белый цвет, который не меняется даже после ферментации или обжарки.
Вероятно, именно пониженное содержание кофеина и слабая горечь были причиной того, что ацтеки недооценивали теоброма биколор. Само название напитка из семян какао на науатле звучит как "какауатль", или "горькая вода". Франциско Эрнандес в своей Historia de las plantas de Nueva España пишет (перевод A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):
[Теоброма биколор] также можно отнести к тому же роду деревьев [к какао], но это более крупное дерево с более крупными листьями, плодами и семенами, которые слаще других. Их можно есть, как миндаль, поджарив, или с сахаром, хотя они меньше подходят для приготовления напитка.
Напиток называли "кровью богов" либо метафорически именовали его "сердцем и кровью", а потому темный коричневый цвет также, вероятно, имел значение, а белые семена макамбо в этом плане проигрывали.
Таким образом, чем больше в зернах какао было кофеина и чем более горькими и коричневыми они были, тем выше ценились. Однако это утверждение справедливо в основном именно для территории индейцев науа и ацтеков, в частности. Те же майя зерна теоброма биколор охотно употребляли и использовали в различных ритуалах.
Напиток, приготовленный из паташте либо с добавлением его зерен, дает существенно более объемную и стабильную пену, которая так ценилась (см. Пенный напиток Мезоамерики: Как пили какао ольмеки, майя, ацтеки, миштеки и сапотеки).
Благодаря двуцветной окраске плода, дикое какао называли "баламте" ("ягуаровое дерево"), т.к. кожа высушенного плода напоминает шкуру ягуара, что нашло свое отражение и в глифах майя.
Сходство с ночным хищником, столь почитаемым у индейцев Мезоамерики, в сочетании с великолепными вкусовыми качествами придавало напитку из теоброма биколор особое значение.
Так, например, под названием "паташте" теоброма биколор упоминается и в эпосе майя-киче "Пополь-Вух" (перевод с языка киче Кинжалов Р.В.):
И так как мышь им все теперь рассказала, то они показали ей, что будет ее пищей.
— Вот что будет твоей пищей: кукурузные зерна, белый перец, бобы, паташте и какао, — все это принадлежит тебе, и если что-либо будет запасено и позабыто, это также будет твоим. Ешь это!
...
И вот тогда они были исполнены радости, потому что они нашли такую прекрасную страну, полную удовольствий, изобилующую вкусными початками желтой кукурузы и вкусными початками белой кукурузы; изобилующую также прекрасным паташте и семенами какао.
Образ ягуара ассоциировался с тьмой ночи, пещеры, загробного мира. Ровно с тем же набором символов было связано и дерево какао. Паташте же, очень похожее на какао, покрыто при этом шкурой ягуара. Теоброма биколор объединяло два сильнейших образа, связанных с загробным миром.
Однако ацтеки не видели плоды паташте, т.к. оно, как и какао, не росло на подконтрольной им территории. В их руки попадали уже очищенные зерна, а потому сходство с ягуаром они не улавливали.
Европейцы же, несмотря на то, что первоначально попробовали напиток у майя, вкусовые предпочтения позаимствовали уже у ацтеков. Таким образом, испанцы переняли и пренебрежение к теоброма биколор. В Испанию они повезли лишь лучшие, с точки зрения ацтеков, сорта теоброма какао.
Источники:
Sophie Coe and Michael Coe. The True History of Chocolate. London, 1996.
Johanna Kufer and Cameron McNeil. The jaguar tree (Theobroma bicolor Bonpl.). In Chocolate in Mesoamerica, ed. C. L. McNeil, 90-104. Gainesville: University of Florida Press, 2006.
Judith Strupp Green. Feasting with foam: ceremonial drinks of cacao, maize, and pataxte cacao. Precolumbian Foodways: Interdisciplinary Approaches to Food, Culture, and markets in Ancient Mesoamerica. New York, Springer Science, 2010.
Francisco Hernández. Historia de las Plantas de la Nueva España. Edited by Dr. Isaac Ochoterena. Instituto de Biología, Universidad Nacional Autónoma de México, 1942-1946.
Terrence Kaufman, John Justeson. The History of the Word for ‘Cacao’ and Related Terms in Ancient Meso-America. Ancient Mesoamerica, 18, 2007.
___________________________________________
Сайт: www.a-gallery.ru
Коллекция: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika