Найти в Дзене

3. Механика. Кинематика. Равномерное прямолинейное движение на плоскости.

Урок 2 И так, в нашем третьем уроке переходим на новый уровень. Уходим от движения по одной оси к движению на плоскости. Начнем с самого важного - перемещения. Для этого попробуем разобраться с новым понятием - радиус-вектором. Божья коровка перемещается по тетрадному листу и точки 1 в точку 2, как показано на рисунке 1. Отметим на листе эти две точки. Выберем любое место для начала координат и проведем оси. Проведем векторы r₁ и r₂ из начала координат в эти точки соответственно. Такие векторы мы будем называть радиус-векторами. Радиус-вектор - это вектор, проведенный из начала координат. Чтобы найти вектор перемещения Δr, нам необходимо просто провести вектор из точки 1 в точку 2. Посмотрите внимательно на чертеж (рисунок). По правилу треугольника мы можем сложить вектор r₁ с вектором Δr (ведь эти векторы идут последовательно - конец первого совпадает с началом второго) и так мы получим суммарный вектор r₂: Выразим из этой формулы вектор Δr: Значит, вектор перемещения можно найти, ка

Урок 2

И так, в нашем третьем уроке переходим на новый уровень. Уходим от движения по одной оси к движению на плоскости. Начнем с самого важного - перемещения. Для этого попробуем разобраться с новым понятием - радиус-вектором.

Рисунок 1
Рисунок 1

Божья коровка перемещается по тетрадному листу и точки 1 в точку 2, как показано на рисунке 1. Отметим на листе эти две точки. Выберем любое место для начала координат и проведем оси. Проведем векторы r₁ и r₂ из начала координат в эти точки соответственно. Такие векторы мы будем называть радиус-векторами.

Радиус-вектор - это вектор, проведенный из начала координат.

Чтобы найти вектор перемещения Δr, нам необходимо просто провести вектор из точки 1 в точку 2. Посмотрите внимательно на чертеж (рисунок). По правилу треугольника мы можем сложить вектор r₁ с вектором Δr (ведь эти векторы идут последовательно - конец первого совпадает с началом второго) и так мы получим суммарный вектор r₂:

Формула 1
Формула 1

Выразим из этой формулы вектор Δr:

Формула 2
Формула 2

Значит, вектор перемещения можно найти, как разность между радиус-вектором конечной координаты и радиус-вектором начальной координаты.

Напомню, что координаты вектора находятся, как разность координат конца и соответствующих координат начала. Пусть на нашем рисунке масштаб одна клетка = 1 длины. Тогда координаты вектора r₁(4 - 0; -4 - 0) и получаем r₁(4; -4). Координаты вектора r₂(15 - 0; 5 - 0) и получаем r₂(15; 5). Чтобы вычесть из одного вектора второй вектор, то достаточно вычесть их соответствующие координаты: Δr=r₂-r₁=(15 - 4; 5 - (-4)). Тогда Δr(11; 9). Координаты вектора можно посчитать и по клеткам на чертеже. Для этого начертим два вектора rx и ry параллельные осям x и y соответственно, так чтобы образовался прямоугольный треугольник, где rx и ry - катеты, а Δr - гипотенуза (рисунок 2).

Рисунок 2
Рисунок 2

Модули этих векторов совпадают со значением координат вектора Δr. Так модуль вектора rx = 11, а модуль вектора ry = 9. Именно вектор rx показывает своим направлением вдоль оси x, на сколько вдоль этой оси простирается вектор Δr. Тогда вектор ry показывает своим направлением, на сколько вдоль оси y простирается вектор Δr. Такие векторы называют проекциями. Вектор rx является проекцией вектора Δr на ось x. А вектор ry является проекцией на ось y.

Еще говорят: чтобы найти проекции любого вектора, нужно опустить из точек начала и конца этого вектора перпендикуляры на оси (рисунок 3).

Рисунок 3
Рисунок 3

Как видите, это одни и те же векторы: ни направление, ни их модуль не изменены.

Вернемся к рисунку 2. Векторы rx и ry перпендикулярны (ведь они параллельны своим осям, а сами оси перпендикулярны) друг другу и последовательны (конец rx совпадает с началом ry). По правилу векторной суммы:

Формула 3
Формула 3

Можно применить теорему Пифагора для нахождения длины вектора перемещения Δr, т.е. вычислить его модуль:

Формула 4
Формула 4
-9

Попробуйте самостоятельно решить следующую задачу. Заряженная частица в магнитном поле некоторое время летела по траектории, указанной на рисунке ниже, из точки 1 в точку 2. Выберите произвольную систему координат. Постройте радиус-векторы для начальной и конечной точки траектории. Постройте вектор перемещения частицы, найдите его координаты и модуль. Учтите, что систему координат выбирают так, чтобы удобно и просто было решать поставленную задачу.

Несмотря на то, что мы сейчас изучаем прямолинейное движение, траектория  частицы в задаче кривая. При этом вектор перемещения не зависит от формы траектории, а только от координат начальной и конечной точек.
Несмотря на то, что мы сейчас изучаем прямолинейное движение, траектория частицы в задаче кривая. При этом вектор перемещения не зависит от формы траектории, а только от координат начальной и конечной точек.

И так, возвращаемся к прямолинейному движению, а именно к формуле

Формула 3 (повтор)
Формула 3 (повтор)

Поделим левую и правую часть уравнения на время t:

Формула 5
Формула 5

Каждое отдельное слагаемое в левой и правой части данного уравнения представляет собой скорость в соответствующем вектору направлении:

Формула 6-1, 6-2, 6-3
Формула 6-1, 6-2, 6-3

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что именно вектор перемещения при равномерном прямолинейном движении задает направление вектора скорости. Значит, если вектор rx параллелен оси x, то и вектор скорости Vx будет параллелен оси x. Так же и вектор скорости Vy будет параллелен оси y.

Формула 7
Формула 7

На рисунке 4 видно, что векторы скорости мы складываем по правилу параллелограмма.

Рисунок 4
Рисунок 4

Теперь уже мы не будем обозначать вектор перемещения Δr, Это необходимо было лишь для понимания того, что он представляет собой изменение (дельту) радиус-вектора. Вместо Δr будем обозначать просто r.

Тогда формула 6-3 принимает вид:

Формула 8
Формула 8

Принимая во внимание формулы 6-1, 6-2, 7, 8 можно утверждать:

Формула 9-1
Формула 9-1
Формула 9-2
Формула 9-2
Формула 10
Формула 10

Пример 1. Самолет двигается в северо-восточном направлении. При этом вектор скорости в северном направлении составляет 432 км/ч, а скорость в восточном направлении составляет 324 км/ч. Какое расстояние пролетит самолет за 20 минут при равномерном прямолинейном движении? Какова скорость самолета в м/с?

-20

Ответ: V = 150 м/с, r = 180 км.

Как видите, мы не стали вычислять проекции векторов перемещений, а сразу смогли ответить на вопрос задачи.

Иногда приходится находить проекцию по углу между осью и вектором скорости. Рассмотрим это.

Для простоты будем определять проекции вектора n, начало которого совпадает с началом координат (рисунок 5).

Рисунок 5
Рисунок 5

Опустим из конца вектора перпендикуляры на оси координат. Обозначим угол α. Рассмотрим прямоугольный треугольник OAB. Вспомним тригонометрию.

Косинусом угла называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.

Прилежащим катетом к углу α у нас является отрезок OA. Тогда:

-22

Значит

-23

Но ведь OA это проекция вектора n на ось x, т.е. nx.

Синусом угла называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.

-24
-25

Отрезок OB равен длине вектора ny. Значит это и есть проекция вектора n на ось y.

Из этого можно сделать вывод, что достаточно знать модуль вектора и угол между вектором и одной из осей чтобы найти проекции этого вектора на оси.

-26

Пример 2 (сложный).

-27

Заяц и волк одновременно вышли из леса и находятся на краю поляны. Расстояние между ними 40 метров. Заяц, увидев волка, побежал от него под углом α=60⁰ к краю леса со скоростью 6 м/с. Волк погнался за ним со скоростью 8 м/с под углом β к краю леса, который меньше угла α. Через сколько времени с начала погони волк настигнет зайца? Считать движение обоих зверей равномерным и прямолинейным.

Для начала сделаем чертеж:

-28

При этом расположим начальную координату волка в начала координат. Начальная координата зайца xₒз будет находится на оси x на расстоянии от волка (чертеж делаем схематический, а не в масштабе). Направим условно скорости волка Vв и зайца Vз. Пунктирной линией я продолжил предполагаемые траектории движения зверей. В некоторой точки они пересекутся.

Когда волк догонит зайца, тогда их координаты совпадут. Время бега для зайца и волка, конечно, тоже одинаково.

-29
-30

На сегодня это все. До следующего урока.

Урок 4