Найти в Дзене

Советский эмбиент. Редкие образцы оригинального жанра

Советская электронная музыка — явление уникальное. От ранних экспериментов с авангардом к изобретению терменвокса, от спейс-диско до легендарного синтезатора "Поливокс", за которым гонялись даже иностранные поп-звёзды, — это целое поле смелых экспериментов и волнующих открытий. Но в данном материале я хотел бы коснуться такой темы, как эмбиент в советской звукозаписи. Концепция обволакивающей, воздушной, создающей атмосферу музыки, разработанная Брайаном Ино, дала причудливые всходы по всему миру. В СССР идея эмбиента тоже дала о себе знать. И хотя записей не так много, их любопытно послушать. Э. Артемьев, Ю. Богданов, В. Мартынов "Метаморфозы" (1980) "Электронные интерпретации классических и современных музыкальных произведений" — роскошная пластинка, на котором отметились подлинные мэтры. Музыкант и звукорежиссёр "Мелодии" Юрий Богданов самостоятельно освоил первый в стране синтезатор "Синти-100" — и заложил основу для творчества многих последователей в студии электронной музыки на
Оглавление

Советская электронная музыка — явление уникальное. От ранних экспериментов с авангардом к изобретению терменвокса, от спейс-диско до легендарного синтезатора "Поливокс", за которым гонялись даже иностранные поп-звёзды, — это целое поле смелых экспериментов и волнующих открытий.

Но в данном материале я хотел бы коснуться такой темы, как эмбиент в советской звукозаписи. Концепция обволакивающей, воздушной, создающей атмосферу музыки, разработанная Брайаном Ино, дала причудливые всходы по всему миру. В СССР идея эмбиента тоже дала о себе знать. И хотя записей не так много, их любопытно послушать.

Э. Артемьев, Ю. Богданов, В. Мартынов "Метаморфозы" (1980)

"Электронные интерпретации классических и современных музыкальных произведений" — роскошная пластинка, на котором отметились подлинные мэтры. Музыкант и звукорежиссёр "Мелодии" Юрий Богданов самостоятельно освоил первый в стране синтезатор "Синти-100" — и заложил основу для творчества многих последователей в студии электронной музыки на Вахтангова, 11.

Свен Грюнберг "Дыхание" (1981)

Эстонский композитор шведского происхождения Свен Грюнберг начал исполнять синтезаторную электронную музыку под влиянием Вангелиса и Клауса Шульце ещё в конце 1970-х. Космическое звучание мастера можно оценить по альбому "Дыхание". И по музыке к множеству фильмов, среди которых "Отель «У погибшего альпиниста»" (1979) и "Заклятие долины змей" (1987).

Эдуард Артемьев "Картины-Настроения" (1984)

Музыка Эдуарда Артьемьева с лёгкостью преодолевает любые стилистические и культурные барьеры. Это действительно мировой уровень без всяких скидок — и по степени мастерства, и по изобретательности, и по новаторству. Винил "Картины-настроения" по сей день звучит совершенно восхитительно. Пытливый слушатель найдёт здесь и краут, и психодел, и прог, и джазовый фьюжн. Но главное — ощущение почерка Большого Мастера. Даже названия композиций оставляют ощущение вневременного шедевра: "Созвездие ушедших времен", "Город", "Поход", "Медитация", "Крыша мира".

Борис Тихомиров "Мираж" (1984)

Инструментальная пьеса с пластинки "Ритмическая гимнастика" призвана расслабить слушателя между упражнениями. Голос дикторши только добавляет очарования. Автор — Борис Тихомиров, композитор, пианист, дирижёр, продюсер, звукорежиссёр, музыковед. И один из создателей альбома компьютерной музыки "512 Кбайт" (1987).

Игорь Лень "Здесь" (1988)

Пожалуй, "Здесь" можно считать чуть ли не единственным полновесным эмбиент-альбомом, изданным фирмой "Мелодия". Его основной автор Игорь Лень — композитор и пианист, аранжировщик и звукоинженер, который ассистировал Эдуарду Артемьеву и играл на клавишных инструментах в группах "Николай Коперник", "Оберманекен" и "Центр". Неспешные, тягучие, трансовые композиции-медитации описаны в аннотации на пластинке так:

"В инструментальных электроакустических состояниях чувствуются влияния как амбиентной музыки — музыки авангардной «новой волны», так и творчества композиторов-минималистов академического направления".

"Стук бамбука в XI часов" "Лёгкое дело холод" (1991)

Дарк-эмбиент от ижевской группы с дивным названием "Стук Бамбука в XI часов", которая записала единственный магнитоальбом "Лёгкое дело холод" в 1991 году. Ребята творили магию на плёнке прямо в квартире, вдохновляясь Брайаном Ино и Throbbing Gristle. Природные шумы, загадочные звуки из других измерений и синтезаторные мантры дополнены потусторонним женским вокалом.

❇️ Спасибо за подписку и лайк! Присоединяйтесь, будет интересно!

Советую почитать:

Советский психоделический рок. Миф или реальность?

10 образцов советского регги

10 образцов советского фанка