Найти тему
История войн и оружия

На пути к славе: конкурс истребителей Мессершмитт Bf 109V против He 112

Bf 109V1
Bf 109V1

Как только Гитлер пришел к власти, он сразу решил форсировать военные разработки и развернуть военную промышленность, делал он все под прикрытием "равенства в вооружениях" и "необходимости ответа агрессивному большевизму".

Он понимал, что если он раньше начнет вкладываться в промышленность и постоянно махать знаменем мира, его противники неминуемо запоздают и у немцев будет фора в пару лет.

В 1934 г. свежесозданное люфтваффе выпустило техническое задание на новый истребитель, который должен был сменить Хейнкель He 51. Задание получили фирмы "Арадо", "Фокке Вульф" и "Хейнкель", Вилли Мессершмитту было отказано, из-за того, что фирма "Байерише Флюгцойгверке" не имела опыта в создании скоростных истребителей.

На деле сыграла свою роль неприязнь Эрхарда Мильха, который испытывал личную неприязнь к Мессершмитту. Потом Мильх стал комиссаром авиации рейха и его возможности устраивать неприятности Мессершмитту выросли. Государственный заказ для "Байерише Флюгцойгверке" ограничили лицензионным выпуском самолетов других фирм.

Как только Мессершмитт захотел взять заказ на пассажирский и тренировочный самолет для Румынии, Мильх его обвинил в пренебрежении национальными интересами. Гестапо пожаловало в Аугсбург, но Мессершмитт и его соуправляющий Кокотаки доказали, что они искали заказы на стороне из-за позиции министерства авиации и лично Мильха.

Первой машиной заказанной государством стал двухместный гоночный самолет. За основу взяли ранее разрабатываемую модель М.37, она потом получит название Bf 108. У самолета была металлическая полумонококковая конструкция с работающей обшивкой, потайная клепка, закрытая кабина и убирающееся шасси. Однолонжеронное крыло было Мессершмиттом запатентовано. Оно имело развитую механизацию с автоматическими предкрылками "Хендли Пейдж" и щелевых закрылков.

Первый 108-й полетел в феврале 1934 г., а следующие 5 построены в феврале - июне и после испытаний приняты люфтваффе. Несмотря на катастрофу одного из прототипов и гибель пилота, подготовка к соревнованиям после проверки надежности самолета была продолжена.

Но первое место досталось полякам на RDW-9, лучший из немцев летала на Физелере Fi 97, а 108-е заняли 5, 6 и 10 места. "Мессершмитты" продемонстрировали отличные летные характеристики. В 1935 г. был создан четырехместный Bf 108A "Тайфун".

Он имел коммерческий успех, но конструкторское бюро работало уже над истребителем Bf 109.

V3
V3

Поначалу работа велась в инициативном порядке, потому что надежды на заказ были призрачные. Потом Мессершмитт вспоминал, что если бы конструкторы четко следовали техническому заданию, самолет оказался бы весьма посредственным.

Большую роль в создании 109-го сыграл Вальтер Ретхель, который поздней осенью 1933 г. занял пост главного конструктора "Байерише Флюгцойгверке". Он успел поработать в голландском Фоккере, потом вернулся на родину и стал ведущим инженером "Арадо". Ретхель воплотил в проекте самые передовые технические решения.

Согласно техническому заданию самолет должен был иметь два 7,92-мм пулемета, определенную скорость крена и время выполнения виража, возможность пикирования с полным газом, а также хорошие штопорные характеристики. Конструкторы должны были ориентироваться на перспективные двигатели "Даймлер Бенц" или "Юнкерс", это были 12-цилиндровые двигатели водяного охлаждения по схеме "перевернутое V".

Первый самолет построили в 1935 г. в Агсбурге. Это был свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси, закрытой кабиной и крылом с механизацией из предкрылков и щелевых закрылков. Пилотов смущал высоко задранный нос и малая колея шасси, его основные стойки крепились к фюзеляжу. Удет посетил завод и высказал критические замечания о судьбе самолета ("из этой машины никогда не получится истребитель").

Вместо мотора "Юмо" 210, который не был готов, поставили британский мотор Роллс-ройс "Кестрел" V взлетной мощностью 695 л. с. В процессе наземных испытаний отрабатывали убираемое шасси, в конструкцию вводили необходимые изменения.

28 мая 1935 г. новый истребитель поднял в воздух шеф-пилот Ганс-Дитрих Кнечем, он получил наименование Bf 109 V1 (V - "ферзух" - опытный) и гражданское обозначение D-IABI.

Для сравнения с конкурентами самолет перегнали в испытательный центр люфтваффе в Рехлине, причем при посадке сломалась правая стойка шасси. Машину быстро отремонтировали.

Конкурентами были "Арадо" Ar 80, "Фокке Вульф" FW 159 и Хейнкель He 112. Первые два конкурента быстро выбыли из конкурса, остался только "Мессершмитт" и "Хейнкель". У 109-го была выше нагрузка на крыло - 117,8 кг на кв. м, против 99,1 кг на кв. м. Скорость He 112 в 465 км/ч была выше на 27 км/ч, чем у соперников. У летчиков-испытателей пугала малая колея шасси и возможный самопроизвольный выпуск автоматических предкрылков при маневрировании. У конкурента был хороший обзор при взлете и посадке. Фирмам дали время устранить выявленные недостатки.

В конце февраля фирмы построили новые самолеты. В октябре 1935 г. в воздух поднялся второй опытный 109-й V2 с мотором "Юмо" 210А. У него были усиленное основное шасси и хвостовое колесо, зарезервировали посадочные места и воздухозаборники для пулеметов. У Хейнкеля самолет V2 получил помимо нового мотора новое крыло с другим профилем, уменьшенным размахом и площадью. Сократили и длину элеронов.

В сравнительных испытаниях пилот Вурстер на Мессершмитте показал эффектную программу пилотажа, которая состояла из каскада бочек в обе стороны. 109-й в завершении программы выполнил пикирование с 8 000 м. Летчик Ничке на Хейнкеле летал практически на опытном самолете и сорвался в плоский штопор, ему пришлось покинуть машину с парашютом.

Еще одним очком в зачет Мессершмитту была показ авиатехники в Рехлине лично Герингу и министру обороны фон Бломбергу. Bf 109V3 под управлением Удета в ходе демонстрационного воздушного боя зашел в хвост и "сбил" четыре истребителя Не 51, потом атаковал подразделение бомбардировщиков, расстроив их строй и "уничтожил" ведущего.

Так 109-й и победил, фирме заказали 10 самолетов установочной партии. На принятие решения о заказе повлияло и то, что английский "Спитфайр" имел сходную с Bf 109 конструкцию. Хейнкель не без поддержки Мильха тоже получил заказ на 10 машин.

V4 - B-0
V4 - B-0

Третий "ферзух" получил пулеметы, четвертый (V4) уже предсерийное наименование Bf 109B-01, за ним последовал второй, третий... На V4 поставили доработанный мотор "Юмо" 210B и пулемет стрелявший через полый вал двигателя. Пулеметы получили по 500 патронов. За V4 последовали 5 и 6, у них улучшили систему охлаждения пулеметов, поставили металлический двухлопастный винт изменяемого шага VDM (лицензионный Гамильтон Стандарт) и усиленное лобовое стекло.

На войсковые испытания машины отправили в Испанию. Так как там He 51 "вчистую" проигрывали советским машинам. В декабре 1936 г. в Испанию поставили V3, в январе 1937 г. и V4, попал туда и He 112.

Из Германии прибыл Ганс Траутлофт, он летал на прототипах Bf 109 и поднял в небо V3 14 декабря 1936 г. За 7 недель ни одна из опытных машин не была потеряна и все они вернулись в рейх, где они продолжали доводиться. Самолеты продемонстрировали высокий потенциал, который придется реализовывать уже серийным Bf 109B.

Спасибо за прочтение.

Источник: Катков, Фирсов Мессершмитт Bf 109. Уголок неба.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***

Добавьте описание
Добавьте описание

Закажите по ссылке и промокоду PF11611 до 31.07.21 бесплатную Кэшбэк Карту надежного банка Райффайзенбанка, кэшбэк составляет 1,5 % от покупок, кэшбэк без ограничений по сумме в месяц. Кэшбэк приходит на карту живыми деньгами в начале каждого месяца. Успейте получить кэшбэк 500 руб. при тратах от 500 руб. Обслуживание карты бесплатное навсегда. Как и доставка курьером.

***