Материнский капитал или рождение здоровых детей?
Вопрос интересный,сложный, но касается напрямую здоровья наших деток! В последнее время очень часто в СМИ рассказывают о больных детках, о сборах средств. Сама являюсь представителем 2-х поколений, т.к. стала мамой в 2000 и 2015 годах.
Для нынешнего времени вопросы многодетных семей кажутся неактуальными, потому что в 90-е годы минувшего столетия даже двух детей решалась завести далеко не каждая молодая семья. Тем не менее, в последние годы все больше молодых семей позволяют себе родить более, чем одного ребенка. Лично я знаю даже таких, которые решились и на троих детей.
Именно для тех, кто планирует в своей семье более одного ребенка, и предназначена эта информация.
Откуда, вообще, возник такой вопрос: как часто можно рожать женщине? Казалось бы, родила, немного оклемалась и можно зачинать второго. Так и делают некоторые семьи, считая такой вариант оптимальным. Не буду сейчас вникать, какие мотивы движут этими семьями, это не столь важно сейчас. Речь о другом.
Если взглянуть на российскую семью первой половины XX века, особенно сельскую, то можно заметить, что большинство семей имели довольно много детей. По крайней мере, трое детей в семье считалось нормальным. А ведь были семьи, в которых было и шестеро, и семеро детей. Для меня живым примером могут служить семьи моих бабушек и дедушек. Например, в семье, в которой родился мой отец, было восемь детей. Это только тех, которые выжили. В семье матери было шестеро детей.
Говорю о тех, которые выжили, потому что были в их семьях и такие, что умерли на первом году жизни. Отчего? А никто не знал тогда, отчего. Сейчас бы обязательно нашлось тому объяснение. А тогда... Женщина рожала, рожала, рожала... И никто не задавался вопросом, как часто можно это ей делать.
Тогда никто не занимался проблемами многодетности. Однако по мере развития возможностей медицины, специалисты начали замечать некоторые закономерности. Например, было замечено, что в некоторых семьях, где было пять и более детей, пятые, шестые и последующие чаще, чем рожденные первыми и вторыми, имели различные отклонения в развитии и врожденные проблемы со здоровьем, в том числе и с умственным развитием.
Среди таких детей высокий процент недоношенности, родившихся ослабленными, с малой массой тела. Для таких детей причиной смерти может стать любая болезнь первых месяцев жизни, которая для нормально развитого ребенка не является смертельной.
В то же время были и семьи, в которых было 5 и более детей, однако все дети в этих семьях были здоровы, рождены без аномалий. И сами мамы в таких семьях тоже были здоровыми.
Почему же так происходит?
Объяснение происходящему ученые-медики нашли в зависимости здоровья матери и ее детей от длительности интервала между беременностями. Тогда-то и стал проясняться вопрос, как часто может рожать женщина без вреда для своего здоровья и для здоровья детей. И теперь уже не является секретом тот факт, что организм женщины оказывается готовым к очередной беременности только спустя 2,5-3 года после предыдущих родов.
Эти цифры не случайны. Такой срок необходим организму женщины для нормализации его важнейших функций и восстановления запасов ""строительного материала”, способности этот материал эффективно использовать для развития будущего ребенка.
У часто рожающей женщины неизбежно наблюдается дефицит железа, ведь оно теряется с кровью при родах, с молоком при кормлении. А развивающемуся плоду железо остро необходимо, потому что без него не образуется гемоглобин, доставляющий кислород клеткам. В результате анемия беременной вызывает кислородную недостаточность плода.
При этом каждый последующий ребенок при частых родах развивается в более худших условиях, чем предыдущий. Его ткани, прежде всего ткань мозга, которая наиболее чувствительна, страдают от нехватки кислорода.
Вот и получается, что ребенок, рожденный после короткого промежутка между беременностями, часто уже ослаблен при рождении.
Чтобы не быть голословным, напоследок приведу статистические данные. На первом году жизни смертность детей, рожденных с интервалом менее двух лет, вдвое выше, чем среди детей, рожденных с перерывом 2,5-4 года.
Напрашивается вывод. Многодетность сама по себе не является причиной проблем со здоровьем детей, рожденных от последующих беременностей. Частота родов – вот главный фактор, влияющий на здоровье детей и самой мамы. Исходя из всего выше сказанного, можно дать конкретный ответ на вопрос, как часто можно рожать женщине без вреда для ее здоровья и для здоровья ее детей.
Оптимальным можно считать интервал между последними родами и новой беременностью не менее двух с половиной лет.
Замечено, что образ жизни и эмоциональное состояние беременной женщины отражаются на здоровье ее будущего ребенка. Эпигенетические исследования породили новую волну обсуждений этого феномена. Эпигенетика изучает изменения ДНК, в том числе наследуемые, которые не изменяют нуклеотидную последовательность, но влияют на активность генов. Модификация ДНК по эпигенетическому механизму, произошедшая у матери, может увеличить риск ожирения у ребенка, ухудшить реакцию на стресс, привести к развитию сахарного диабета. Одно из исследований показало, что у 45% детей, рожденных от матерей, больных сахарным диабетом 2 типа к 20–25 годам тоже развивается диабет. Если же мать заболевала диабетом уже после беременности, то только у 9% детей к этому возрасту развивался диабет.
Однако зачастую вина матери в болезнях ее ребенка сильно преувеличивается. Пресса пестрит заголовками типа «Диета матери во время беременности изменяет ДНК ребенка». Значительно меньше внимания уделяется другим немаловажным факторам, таким как особенности отцовского генотипа или факторы социальной среды. Матерей больных детей часто делают «козлами отпущения», а беременным предлагают преувеличенно жесткие рекомендации к образу жизни.
Общество обвиняет матерей в проблемах со здоровьем их детей с давних пор. До XIX в. появление у потомства врожденных уродств, психических дефектов и криминальных наклонностей считалось результатом неправильного питания, состояния психики матери и ее окружения во время беременности. В 1970-х гг. в аутизме детей обвиняли их мам, которые уделяли ребенку недостаточно внимания.
В 1970-х гг. алкогольный синдром был описан как совокупность физических и умственных проблем детей женщин, много пьющих во время беременности. В 1981 г. было объявлено, для беременных нет безопасной дозы алкоголя, а употребление алкоголя во время беременности считалось позорным и даже преступным. Многие женщины полностью отказались от алкоголя во время беременности, однако выявляемая частота фетального алкогольного синдрома не уменьшилась. Безусловно, беременные, пьющие запоем, наносят большой вред своим детям, однако, недавно проведенное в Дании исследование не выявило негативных последствий у детей, чьи матери умеренно употребляли алкоголь во время беременности.
Очень часто подчеркивается роль матери в уязвимости плода по сравнению с ролью других факторов, причем, речь идет просто о различных аспектах повседневной жизни. Никто не отрицает, что здоровый образ жизни и здоровое питание важно во время беременности, но не стоит делать поспешных выводов на основании эпигенетических исследований у мышей. Не нужно давать беременным трудновыполнимые практические рекомендации, тем самым, ухудшая их качество жизни.
Современные исследования показывают, что не только здоровье и образ жизни матери, но генетические особенности отца, бабушек и дедушек могут оказать влияние на здоровье потомства. Особенности диеты и стрессовые факторы способны эпигенетически изменять и ДНК спермы, таким образом, увеличивая риск сердечно-сосудистых заболеваний, аутизма и шизофрении.
Кроме того, все гораздо сложнее, чем может показаться. Генетические, социально-экономические факторы, факторы окружающей среды, образ жизни – все это сплетается в сложную, еще пока неясную общую картину. Необходимо учитывать и роль общества, так как многие внутриутробные стрессоры коррелируют с социальными (классовыми, расовыми) градациями.(https://budemzdorovy.in.ua/kak_chasto_mozhno_rozhat)