Найти тему
Авто Энциклопедия

Дальнобойный тягач, обогнавший время. МАЗ-2000 «Перестройка»

Разработка этого уникального тягача началась на заре перестройки. В 1985 году группа молодых конструкторов Минского автозавода приступила к проектированию нового магистрального грузовика. Перед ними стояла задача создать суперсовременный автопоезд, отвечающий требованиям экономичности, грузоподъемности и комфортности для водителя. Руководил проектом генеральный конструктор МАЗа Михаил Высоцкий.

Первый прототип машины будущего создали уже в 1986-ом. Модель получила заводской индекс МАЗ-2000 и имя «Перестройка». В названии угадывались приметы нового времени, но был и второй смысл. Главной особенностью создаваемого большегруза стала модульность. Грузовик, состоящий из нескольких секций можно было перестраивать. Грузовой и тяговый модули были взаимозаменяемы. Такой технический ход позволял повышать грузоподъемность без увеличения мощности двигателя. Предусматривалась возможность заменять любую из колесных осей на тяговый модуль. Например, перед началом движения на высокогорном участке можно было поменять неведущие колесные тележки на моторные, увеличив мощность и грузоподъёмность тягача. Возвращаясь, на той же автобазе сделать обратную замену.

-2

Такое техническое решение позволяло создавать автопоезда от 2-х, до 5-ти секций полная масса тягача могла достигать 88 тонн. Подобные машины в то время были новинкой не только для Советского Союза, но и для стран Европы.

Стоит отметить, двигатель у прототипа «Перестройки» был немецкий – 6-цилиндровый MAN D2866 мощностью 290 лошадиных сил, он был способен разогнать большегрузную машину до 120 км. в час. Коробка передач у прототипа была отечественная – 12-ступенчатая, собственная разработка Минского автозавода.

-3

МАЗ-2000 получился очень современным. Его превосходная аэродинамика обеспечивала топливоэффективность. Кабина со сдвижными дверями была очень комфортабельной для водителя-дальнобойщика. В ней присутствовало все, что необходимо в пути и даже больше. Помимо электроплитки, телевизора и холодильника машина оснащалась камерой заднего вида – весьма экзотичный элемент для того времени.

В 1988 году Минский тягач с названием «Перестройка» стал участником Парижского автосалона, где благодаря футуристичному внешнему виду и суперсовременным техническим решениям, снискал всеобщее восхищение и даже получил золотую медаль.

-4

Говоря о достоинствах магистрального грузовика нельзя не упомянуть о недостатках, без них не обошлось. Машина получилась громоздкой и неповоротливой, большие размеры усложняли проезд по улицам городов и парковку в стеснённых пространствах, да сама конструкция была сложной и дорогой. Однако, это был всего лишь прототип. Исправление недостатков планировалось в ходе подготовки к серийному производству, которое должно было начаться в 1994 году.

-5

К сожалению, развал Союза и сокращение финансирования привели к свертыванию проекта, «Перестройка» так и не пошла в серию.Один из двух прототипов разрезали на металлолом. Судьба второго менее печальна, сегодня он стоит рядом с центральной проходной МАЗа, на специально созданном для него гранитном постаменте.