Найти в Дзене

Darude — Before the storm. История каждого трека с альбома

Оглавление

Darude: Сколько себя помню, люблю электронную музыку. И как только появился компьютер, начал играться со звуками в программах, которые можно было достать бесплатно. В них я пытался повторить свои любимые треки, которые слышал в клубе. А слушал я тогда: Scooter, Antiloop, Prodigy, Faithless, Westbam, KLF, Pet Shop Boys и многих-многих других. Плюс я был под большим впечатлением от голландского и немецкого транса, который тогда звучал во многих заведениях.

Как раз в то время проб и ошибок с компьютером я и создал ту самую мелодию «Сандсторма», которую потом обработал дисторшном. Страшно ущербный 8-битный звучок невероятно преобразился, когда прошел через пару-тройку фильтров.
 Домашняя студия Даруда, где он учился повторять треки, услышанные в клубах. 1997 год
Домашняя студия Даруда, где он учился повторять треки, услышанные в клубах. 1997 год

И этот звучок мне запал в душу, потому что в ‘97–99 годах я ничего подобного в клубах не слышал. Воодушевленный, я где-то за день записал сырой концепт трека, и в течение недели еще его дорабатывал. Потом закинул на компакт и начал раздавать знакомым диджеям. Да, мне очень хотелось, чтобы они завели мой трек, а я бы тайком посмотрел на реакцию толпы. Но то, что музыка обладает взрывным потенциалом, как это было с «Сандстормом», — нет, такого я себе не представлял.

У меня не было музыкального образования. Его заменило копание в компьютере, музыкальных программах и синтезаторах. Я много читал о том, как создавать музыку: читал книги, журналы, сайты и форумы. (И сейчас читаю, кстати.) Постепенно я начал понимать аранжировку: как трек должен начинаться, где вступает бас, где дроп и т. д. Но при этом я не думал ничего выпускать. В те времена у меня не было никаких идей по развитию трека и я обычно шел по наитию — туда, куда приведет музыка — и это давало огромный простор для экспериментов.

В какой-то момент я начал рассылать свои демки диджеям и финским лейблам. Однажды я был на выступлении Яакко Салаваары — они играл в родном для нас городе Турку. В клубе я передал ему (уже в третий раз!) диски с демками, среди которых был «Сандсторм», бывший тогда еще сырым и безымянным треком. Через неделю Яакко позвонил и поинтересовался, не хочу ли я с ним поработать в паре. Он подписал меня на свой лейбл 16 Inch Records. Я был там пока что единственным артистом и так начались наши взаимоотношения, которые поначалу напоминали мне союз ученика и учителя, а потом выросли в большую и хорошую дружбу; а еще, конечно же, в деловые и партнерские отношения.

Sandstorm

Почему он называется Sandstorm? Не самая интересная история: мы взяли лист бумаги и начали выписывать имена, которые нам показались подходяще крутыми. А потом мы посмотрели на синтезатор Roland JP-8080, где один из пресетов назывался Sandstorm. У первой версии вообще было другое имя — кажется, Back in a time. Я ее никому не показывал (смеется) — там я пел и хрипел.

Из финского танцчарта Sandstorm не вылезал пять месяцев. Не могу даже сказать, сколько с ним было продано копий. В первый год разошлось около двух миллионов экземпляров. А в июне 2000 года трек подписали в Британии и он взлетел на третье место в тамошнем хит-параде. Думаю, тогда с ним больше всего было и продано винила — в районе четырех миллионов штук или даже больше. Тогда меня уже было трудно назвать никому неизвестным музыкантом, который пишет треки в своей спальне. Все стремительно поменялось: моя студенческая жизнь с работой в «ЭпплСторе» на полставки вдруг закончилась. Но и тогда было не на что жаловаться!

Burning

По структуре это больше трек Яакко Саловаары, чем мой. И хотя мы записывали трек вместе — все-таки это он гений по аранжировкам. Голос принадлежит Руммю Наньи. Я знал его по делам в Финляндии, он зашел ненадолго в музыкальный бизнес. У меня и Яакко была идея насчет мелодии со словами и мы позвали Руммю — кажется, он и текст с собой принес. Мы записали с ним пару дублей и они очень хорошо легли на тогда еще инструментальный трек. Здесь та же ритм-секция, что и во всем альбоме. Те же арпеджиаторы и весь остальной стафф. Бочка взята из 909-го Роланда — с ним особенно интересно было работать, потому что до этого я пользовал драм-машины только в цифре.

Feel the beat

Я был в студии у Яакко и играл с арпеджио, но дальше ничего не шло. Попросил помощи у Саловаары и вскоре мы начали играть с ритмом, семплами — словом, все как было при создании «Сандсторма». Так и сложился трек. Когда мы записывали Feel the beat, «Сандсторм» только вышел и еще не был широко известен за границей, а мы продолжали его настрой. Когда же выпустили синглом Feel the beat, то получили массу критики в духе «Вы, ребят, клепаете одну и ту же песню». Да, я понимаю их претензии, но в то же время в студии были те же инструменты, а главное — та же атмосфера, что и при создании «Сандсторма».

Out of control

Его мы записывали намного позже остальных и здесь уже задействованы совсем другие ударные — не как во всем альбоме. Изначально трек был инструментальным, но впоследствии для сингла мы добавили голос Таммю Марии и назвали трек Out of control (Back for more). Как оказалось, это был хороший шаг, поднявший нам продажи. Мы волновались, что трек получается попсовым, но зря, кстати, — это наоборот сыграло нам на руку. Меня очень часто его просили сыграть на выступлениях.

Touch me, feel me

Помимо мелодии, спокойного ритма, арпеджио и фортепианной партии, которую мы добавили значительно позже, мне еще нравится в этом треке голос — а точнее, как мы накрутили. Потому что фрагмент был быстрым, а трек медленным. Но у семплера Ensoniq ASR-10 была такая фича, которая позволяла пройтись буквально по каждой миллисекунде загруженного фрагмента да еще и с разной скоростью. Я не знал, что такое возможно и был в абсолютном ауте, когда Яакко мне это показал. На то время только Ensoniq умел такое делать.

На съемках видео Sandstorm. 1999 год
На съемках видео Sandstorm. 1999 год

Calm before the storm

Был записан в маленькой домашней студии еще в ’99 году, до того, как мы издали Sandstorm. Я начал где-то в полдень, а около полуночи трек был готов. Тогда же я его закинул на диск и отдал на пробу в клуб знакомому диджею. Для альбома мы уже переделали трек так же, как и в свое время переписали Sandstorm. Яакко взял на себя гитарную партию, мелодию и развил из нее новую тему. Единственное, о чем я страшно жалею — так это что мы не выпустили тогда чиллаутную версию трека. Все, что у меня осталось — это копия ужасного качества, а оригинальный файл проекта не сохранился.

Let the music take control

Тоже в начале был моим треком. Ну как, наполовину — там было много кислотных звучков, которые я записал еще дома на «Ребёрте». Потом уже в студии мы частично переиначили эту партию, взяв 303-й звучок с Роланда JP-8080 и вдобавок засемплировав кислотную тему с моего проекта. Мне еще очень нравится брейкбитовая часть — Яакко в свое время записывал очень много таких вещей и вдвойне приятно, что его мастерство отразилось в моем треке. Там еще был гудок с поезда — вот это ву-ву, который мы взяли с синта JV-1080. Смешной пресет, на самом деле, но именно он заряжает людей улыбками.

Яакко ‘JS16’ Саловаара, Вилле Мякинен из Bomfunk MC’s и Вилле ‘Darude’ Виртанен. Начало нулевых
Яакко ‘JS16’ Саловаара, Вилле Мякинен из Bomfunk MC’s и Вилле ‘Darude’ Виртанен. Начало нулевых

Drums of New York

Яакко много диджеил в те времена и пристально следил за трендами крупных городов. Быстрый, драйвовый, в чем-то прогрессив и трайбл — это и есть ударные из Нью-Йорка. Сейчас этот трек приходится занижать со 142 до 134 ударов в минуту, потому что он сейчас сильно отличается по скорости и стилю моих нынешних сэтов.

The flow

Мой друг Тони Ляхде рэпует здесь. У него была команда Mindmachine и это один из треков, которые мы записали вместе. Изначально он был по скорости в 134 ударов и не таким жестким. Ритм здесь — точно такой же, как и в предыдущем треке. Они как брат и сестра, разделены для разных композиций. Drums of New York потяжелее, The flow — чуть мелодичней и с гулким басом. Интересно слушать: один трек заканчивается и начинается другой, но с тем же раскладом и теми же элементами. Может быть, мы не сильно в них вкладывались, но мне нравится как все получилось.

Darude в студии Яакко Саловаары во время записи Before the storm. 1999
Darude в студии Яакко Саловаары во время записи Before the storm. 1999

Sandstorm (JS16 remix)

Ремикс Яакко получился другим, чуть спокойней; без бури и натиска. Он хотел немного отойти от привычной мелодии «Сандсторма» и в этом отличие между моей и его версией. У трека осталась та же тональность, что и у оригинала. Яакко переделал секвенцию и, не знаю, заметил ли он тогда, но возрастание арпеджио походит на Children Роберта Майлза. Не то, чтобы один в один — просто очень похоже. Не думаю, что Яакко это сделал намеренно — он не из тех, кто кому-то подражает. Но если слегка замедлить Children, то получатся очень похожие треки.

Feel the beat (JS16 dark remix)

Эту версия я завожу в своих сетах чаще всего. В начале, когда мы только раскручивали сингл и альбом, я включал оригинал. Но по мере того, как я начал от него уставать — переключился на этот ремикс; ведь классно качает. Очень нравится здешний бас — он очень характерен для музыки Яако Саловаары того времени. Нам надо было выпускать Feel the beat в качестве сингла и он, с настроем «Гуляй душа, идите нахер!», записал мрачный и бомбический ремикс.

Даруд в наши дни
Даруд в наши дни
Знаете, интересно сейчас говорить про первый альбом, где, в силу моей неопытности и юности, не так уж много треков с глубоким смыслом или продуманной концепцией. У нас просто получалась музыка и мы не мешали ее развитию. Тем не менее, это очень важный для меня альбом: в нем первый трек, который я подписал, и это первый проект, над которым у меня посчастливилось поработать.

Благодаря музыке я познакомился с будущей женой, мы растим прекрасного сына, живем в теплом доме и в хорошем местечке. Много замечательного произошло с момента выхода «Сандсторма». Например, когда на одном из сочельников я выступал в Хельсинки, в столице Финляндии, перед толпой в 80 000 человек. Или когда мы праздновали столетие независимости Финляндии в 2017 году. Или мой первый лайв на Ибице в июле 2000 года.

Не могу сказать, что я очень строго выверяю каждый трек или придумываю его от начала до конца. В многом, это дело случая. Можно вдохновиться от звучания какого-то синта или от трека другого музыканта, потом ты что-то наигрываешь, а потому вокруг этой темы начинает все выстраиваться само. Я только стараюсь, чтобы все звучало едино и органично.

_____