Вертолётный музей в Торжке уникален во многих отношениях. Попасть сюда непросто: музей расположен на территории действующей воинской части, причем не простой, а 344 центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации.
Музей вертолетов основан в 1989 году по инициативе самих вертолетчиков. Вертолеты для экспозиции собирали из списанных машин. Коллекция получилась уникальной. Это единственный специализированный музей вертолетов в России.
Я быстро пробегусь по некоторым машинам, хотя они достойны более подробных рассказов. Возможно, вернусь к ним позже.
Ми-1 — советский вертолет, разработанный в конце 1940-х годов. Выпускали его с 1950 по 1965 год в СССР и Польше.
Ми-4. Первый военно-транспортный вертолет вооруженных сил СССР. Выпускался в СССР с 1952 по 1968 год, а в Китае с 1963 по 1979 год выпускалась его копия Harbin Z-5. Вертолет перевозить 16 десантников.
Ми-2. Выпускался с 1965 по 1998 год. Это первый легкий вертолет с двумя газотурбинными двигателями. Очень универсальная машина.
Ми-8. Самый популярный вертолет в нашей стране. Выпускается с 1965 года по сей день. На фоне вертолета-ветерана наш потрясающий экскурсовод, полковник, заслуженный военный лётчик, лётчик-снайпер Валерий Григорьевич Михайловский. Валерий Григорьевич служил в Торжке, а сейчас занимается сохранением истории 344 ЦБП и отечественной авиации.
Боевой вертолет Ми-24а. Машина была хорошей по летным характеристикам и вооружению, но остекление кабины не годилось для защиты летчиков.
Замечания были учтены в дальнейших модификациях, обратите внимание на остекление Ми-24д.
Еще один Ми-24. Модификация Ми-24В. Этот конкретный экземпляр был примечателен тем, что в 1992 году на нем женский экипаж совершил межконтинентальный перелет из России в США, а точнее из Торжка в Майами. Конечно со многими промежуточными остановками.
Один из самых необычных вертолетов — Ми-10. Необычное шасси разработано для облегчения перевозки грузов на внешней подвеске.
Для этого вертолета не составляло проблем перевезти целый автобус.
Ми-6. Вертолет поставил несколько мировых рекордов по грузоподъемности и скорости. Стал первым вертолетом в мире, разогнавшимся свыше 300 км/ч, в дальнейшем максимальную скорость довели до 340 км/ч.
Самый большой серийный вертолет в мире Ми-26.
Ка-26. Этот борт раньше патрулировал дороги в Тверской ГАИ. Сейчас он занял место в музее.
Еще один знаменитый вертолет ОКБ «Камов» — Ка-50, «Чёрная акула».
В кабину вертолета можно залезть и сфотографироваться. Ка-50 — одноместный вертолет, поp;t стали выпускать двухместный вариант — Ка-52 «Аллигатор». Ка-52 мы тоже видели, они стоят рядом с музеем, но их фотографировать уже нельзя.
Честно говоря, я бы остался в музее еще на несколько часов. Валерий Григорьевич Михайловский очень интересно рассказывает о вертолетах и авиации. Очень хочу попасть в музей снова. Про некоторые вертолеты более подробно расскажу отдельно.
Очень рад, что в поездке по Тверской области удалось осуществить мечту и заехать в этот музей. За нашим путешествием можно следить по хештегу #тверскойкруговорот
Ставьте лайк 👍🏻 и заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие статьи.