За годы войны Т-34 производился на 6 предприятиях. Танки, сошедшие с разных заводов, зачастую различались между собой. По большей части, на местах вносились незначительные изменения в конструкцию боевой машины. Причинами этого служило разное техническое оснащение, доступность и объемы поставок различных комплектующих для танков на заводы.
Более того, в этом плане заводы имели некоторую вольность: в годы войны согласование вносимых изменений с Народным комиссариатом танковой промышленности требовалось лишь, если затронуты основные характеристики боевой машины.
Завод №183
Завод №183 в Харькове стал первым предприятием, где начался выпуск Т-34. Здесь же за годы войны было выпущено наибольшее количество данных танков (в октябре 1941 завод был эвакуирован в Нижний Тагил).
Инженерами завода №183 была разработана новая конструкция башни, известная как "башня-гайка", отличавшаяся от оригинальной большей прочностью и упрощенным производством:
Готовые башни с завода №183 также поставлялись и на другие предприятия.
Также Т-34 данного завода отличались наличием ручки на люке доступа к машинному отделению, формой люков механика-водителя, молото-образными креплениями для буксировочных тросов, формой и размещением креплений для ЗИП на бортах корпуса и надгусеничных полках (эти крепления вообще различались на танках всех заводов, выпускавших Т-34, поэтому в дальнейшем упоминать о них даже не буду).
Кроме того, на заводе №183 была произведена адаптация бензинового двигателя М-17 под Т-34. Впоследствии танки с этими двигателями ограничено выпускались на заводе Красное Сормово ввиду нехватки нехватки дизельных двигателей В-2.
Возможно вам будет интересно: Т-34 с 100-мм пушкой.
СТЗ
Главной особенностью сталинградских Т-34 стал отказ от обрезиненных катков в пользу полностью металлических. Сделать это пришлось из-за отсутствия технической возможности производить обрезинивание катков на самом СТЗ. В начале освоения производства Т-34 завод был вынужден отправлять катки на другие предприятия для их обрезинивания, а впоследствии инженеры предприятия разработали полностью металлические катки с внутренней амортизацией.
Еще одним отличием был задний съемный бронелист башни:
Такая конструкция уменьшала прочность башни в целом, однако позволяла извлекать поврежденное орудие без демонтажа всей башни.
Характерной для сталинградских Т-34 была и форма маски пушки:
Возможно вам будет интересно: "Технически устаревший танк" - к каким выводам пришли американские инженеры после изучения Т-34-85
№112
Танки с завода Красное Сормово в первую очередь, известны своим низким качеством, за что в войсках их прозвали "Сормовскими уродами".
Основными внешними отличиями танков завода №112 являлось наличие двух ручек на каждом борту башни:
Также сормовские танки оснащались прямоугольными внешними топливными баками, вместо цилиндрических:
Кроме того, на Красном Сормово, пусть и в небольших количествах, выпускались Т-34 с бензиновыми двигателями.
Возможно вам будет интересно: подробнее о "сормовских уродах".
Также Т-34 выпускались на заводе №174, ЧКЗ и УЗТМ, но на этих предприятиях либо производилось совсем уж небольшое количество танков, либо пик производства приходился уже на Т-34-85, поэтому об их особенностях говорить особого смысла нет.
Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!