Конец августа 2004 года
Бонжур, медам и месье,
Граница между США и Канадой, если ехать по 87-ой дороге, проходит недалеко от Монреаля, но квебекцы отсоветовали ехать через Монреаль по верхнему берегу С.Лаврентия (в городе сложные развязки и дороги загружены), а предложили ехать по нижнему берегу. Мы поехали за квебекцами, которые вывели нас на столбовую дорогу.
Учитывая, что Монреаль – огромный город, мы поразились безлюдности пригородов: 20-30- миллионов населения на такую огромную страну, конечно, мало. Не дотянули мы до Квебека 70 миль, остановились в придорожном мотеле. Включили телевизор, а в нем только две программы и те на французском. Зато выяснили, что ураган – слово французское – ouragan (это они сообщали о Чарли). Вокруг простиралась равнинная лесистая местность, так что утром я заскочила в лесок на предмет произрастания грибов и набрала подосиновиков, маховиков и лисичек.
Позже наши друзья из Оттавы сказали, что я совершила противозаконные действия – в Канаде вообще запрещено собирать грибы – отнимать пропитание у птиц и зверей. Кто-нибудь из вас знает, какая живность, кроме людей и белок, их потребляет? Слизняки?
Нам посоветовали сначала посмотреть окрестности Квебека, что было логично, поскольку к городу мы подъехали в субботу, и мест в гостинице было не найти (мы позвонили в несколько штук – все забито). Так что сначала мы отправились на Каньон – действительно, красивейший водопад в горной расщелине,
а потом к базилике Св.Анны. Кто-нибудь слышал о Св. Анне? Саша сверился со своей картотекой, таковой не обнаружил и поинтересовался у служки. Оказалось, бабушка Христа по материнской, естественно, линии. В Библии она не упоминается, а упоминается в Записках Мертвого моря, которые официальная церковь не признает. Св. Анна считается покровительницей моряков. Уходя в море-океан, моряки молились ей. Начали происходить чудеса, построили часовню. Короче, церковь горела несколько раз, и нынешний собор в готическом стиле совсем недавней постройки.
Базилика стоит на реке Св.Лаврентия, у подножья холма, к вершине которого ведет пешеходный серпантин, воспроизводящий путь Христа на Голгофу. Место очень красивое.
В самой базилике выставлены палки и клюки исцелившихся инвалидов.
Паломников и туристов приезжает до 1,5 млн. в год. Машины-вагончики паломников припаркованы недалеко от церкви.
Дальше мы поехали на водопад Монморанси – он неширок, но выше Ниагары на 10 метров. К вершине водопада ведет фуникулер.
Наверху у моста через водопад,
у тихой речки помимо праздно шатающихся туристов сидели мужички и тихо-мирно выпивали-закусывали. Внизу у водопада мужички в болотных сапогах ловили форель.
С водопада открывается великолепный вид на реку Св.Лаврентия и на Квебек. Здесь же у водопада шла битва между британцами и французами за Квебек, о чем ниже.
Для ночлега мы выбрали мотель, реклама которого гласила “We speak English” (мы говорим по-английски).
Утром в воскресенье мы отправились в сам Квебек, но сначала немного истории (уж извините, если в чем-то повторюсь).
Первым из европейцев в этих местах побывал француз Жак Картье в 1535 году. Однако после его экспедиции Франция утратила интерес к этим землям, поскольку ни золота, ни драгоценных камней там не обнаружили. В начале 17 века Самуэль де Шамплейн, обследовал северо-восточную часть Америки – Новую Шотландию и Акадию (ныне штат Мэн), откуда британцы позже вытеснили французов, переселившихся в район Нового Орлеана. Шамплейн доселе невиданным индейцами ружейным огнем разметал ирокезов и начал колонизацию этого края.
Самуэль Шамплейн отправился в Канаду в 1603 году вместе с торговцем мехами Дюпоном (что показательно: французы не осваивали земли, а торговали с индейцами и в основном мехами, поэтому жили с ними мирно и не сгоняли их с насиженных мест, в отличие от колонистов британских). Предоставив Дюпону заниматься торговыми делами, Шамплейн по реке Св. Лаврентия дошел до поселения Hochelaga (нынешний Монреаль) мимо нынешнего Квебека. Шамплейн пытался найти все тот же путь в Индию, только северо-западный. Акадия (нынешний штат Мэн) привлекла его многочисленными реками, по которым можно было пускать торговые суда, а в южной части Акадии, ходили слухи, было полно драгметаллов. Шамплейн провел три зимы в Акадии, но, оставшись без средств от спонсоров, вернулся во Францию. Однако через год снова отправился в Канаду, пусть разочаровавшись в возможностях Акадии, но возложив надежды на реку Св.Лаврентия. Он составил первые карты Новой Шотландии и восточного берега до Cape Cod в нынешнем Массачусетсе южнее Бостона и нынешнего Род-Айленда (дистанция огромного размера, если вспомнить Скалозуба). Шамплейн поддерживал индейцев племени Гурон, из-за чего ирокезы враждебно относились к французам следующие 150 лет. В 1613 году он открыл озеро своего имени и реку Оттава, исследовал Великие озера.
В 1608 году вместе с горсткой колонистов он основал Квебек (с индейского - «место, где сужается река), рассчитывая превратить его в центр торговли мехом и возглавляя колонию до смерти в 1635 году.
Первую зиму пережило всего 9 колонистов, но на следующий год приплыли новые поселенцы. Очень немногие города в Северной Америке могут гордиться историей в 400 лет. Католическая церковь, проведав о прибыльной торговле мехами, начали отправлять в Квебек поселенцев пачками.
Квебек, который называют Американским Гибралтаром из-за стратегического значения, постоянно подвергался нападениям. В 1629 году Квебек захватили британцы, но по мирному договору вернули его французам в 1632 году. Шамплейн отвалил на этот период во Францию. Вообще-то трудно себе представить, сколько же времени он потратил на бесконечные плавания туда-сюда, особенно в первые годы.
В 17-18 веках эта империя – Новая Франция – занимала огромную территорию восточной Канады, восточных США, Великих озер и Луизианы, простиравшейся от Гудзонского залива на севере до северной Флориды на юге.
В 1759 году во время Семилетней войны британцы под командованием Вольфа, изрядно разбомбив город (180 домов, что по тем временам немало: ядро, застрявшее в стволе одного из деревьев на городской улице – местная достопримечательность), захватили Квебек, который оборонял Монкальм в битве за Равнину Авраама (Plains of Abraham), а позже стали контролировать всю Новую Францию. По Парижскому миру 1763 года Новая Франция отошла Британии. В 1775-1776 годах в период войны за независимость американские колонисты (в том числе все тот же Б.Арнольд, [см. депешу № 26 - Прим. автора]) пытались захватить Квебек у британцев, но не смогли.
ПО Конституционному Акту 1791 года, провинция Квебек была разделена на Верхнюю Канаду и Нижнюю Канаду (город Квебек стал столицей Нижней Канады). В 1841 году обе части Канады были объединены. Столичный статус придавали то одному, городу, то другому (в том числе Квебеку), пока королева Виктория не решила вопрос в пользу стратегически важной, но совершенно захудалой Оттавы.
Старая часть Квебека расположена на мысе с отвесными берегами, вдающемся в реку Св.Лаврентия – отсюда и название ("место, где сужается река").
С этой скалы можно было палить из пушек по вражеским кораблям на реке. В старый город тянулась длинная вереница машин (добирались до него, наверное, час). Оставили машину под стенами старого города и отправились искать гостиницу. Старый Квебек напоминает старый Таллин и другие европейские старые города, так что почувствовали себя дома - в Европе. По площади он не больше Кремля с Красной площадью, можно обойти пешком. Двух-трехэтажные дома стоят вплотную друг к другу, очень красивые, все в цветочных горшках. В таком мы и остановились.
Узнав, что мы - дипломаты из России, хозяйка сказала, что она будет нашей бабушкой, и поселила нас в комнате с медным звонком для вызова прислуги, с разными финтифлюшками, создающими уют, и с балконом во внутренний дворик, на который надо было выходить из оконного проема, для чего у окна стояла скамеечка, а с подоконника на балкон – лесенка: чистый Монмартр, как сказал Саша. В гостинице всего 6 номеров на 3-х этажах. В гостиницах, где есть парковка во внутреннем дворике, берут плату за стоянку, а в этой гостинице своей парковки не было, поэтому нам дали билетик на бесплатную подземную парковку в центре старого города на сутки. Мы затащили вещи в номер, поставили машину и пошли гулять по городу.
При въезде в старый город стоит небольшой модерновый памятник Черчиллю и Рузвельту – они встречались в Квебеке во время войны в гостинице Фронтенак.
Это огромное здание в средневековом стиле на самом мысу у набережной, которое строили сто лет - весь 19 век. Вид с мыса великолепен – редкая красота.
Фортификационные укрепления "Цитадель" – солидные, без сопровождения экскурсовода не пускают: это по-прежнему военный объект. Впрочем, военного значения он не имеет: как только его достроили в 1830 году, так все боевые действия за город прекратились. На улицах выступают фокусники, жонглеры, пожиратели огня, танцовщицы, музыканты, явно нанятые городскими властями, но колорит и настроение они создают.
Полно ресторанчиков, пивных, сувенирных лавок. Особо обременять себя памятниками культуры и истории не было мочи. Мы просто шатались по городу в обалдении от красоты и европейскости, близкой сердцу.
Единственное, к чему мы проявили рвение, так это к поискам памятника Пушкину, о котором упоминал путеводитель. На означенном в нем месте ничего не оказалось. Китаец-портье из близлежащей гостиницы пояснил, что памятник собирались поставить, но местная общественность сочла его неуместным.
Питались мы в основном улитками (эскарго - "съедобная улитка") и мидиями. Улитки подают на керамическом маленьком блюде, по форме напоминающей сковородку для глазуньи. В каждом из 6-ти гнезд по улитке, как правило, залитой горячим маслом с чесноком. По вкусу они напоминают грибы. Мидии готовят на пиве или вине (в томатном соусе их подают в Америке, но нам не нравится). Вернувшись в НЙ, я приготовила мидии в пиве по двум разным рецептам (см. Интернет) – готовить несложно. Мелко порезанные грудинку, лук, чеснок, петрушку, в широкой кастрюле заливаешь бутылкой пива, доводишь до кипения, бросаешь мидии, через 5-10 минут снимаешь (когда мидии раскроются).
Вечером мы вылезли на балкон через окно и вытянули ноги после беготни по городу, наслаждаясь чудным вечером и размышляя о том, как в Квебеке должно быть романтично в Рождество.
На следующий день мы исследовали нижний город – под отвесными стенами несколько улочек у самой реки, к которым ведет лестница - дорожка, занесенная в реестр памятников ЮНЕСКО, как и сам Квебек (в 1985 году).
Так что над городом развеваются флаг Канады с кленовым листом, флаг Квебека с французскими лилиями и флаг ООН. Обедать мы вернулись в верхний город – внизу засилье итальянских пиццы и спагетти, а мы заприметили суп из омаров с коньяком недалеко от своей гостиницы и улитки в соусе Самбука.
Уезжать из Квебека не хотелось – уж больно там хорошо и привольно, но труба звала, и, распрощавшись с бабушкой и ее дедушкой, мы поехали в Оттаву.
Адьё, ме шерз ами (До свиданья, мои дорогие друзья),
Элен Аннанэ