На территории Европы продолжается череда военных учений, в ходе которых отрабатываются действия на земле, воде и в воздухе. Так в рамках НАТО отрабатываются мультидоменные операции, которые имеют все шансы стать новым трендом в альянсе на ближайшие годы.
Несколько лет назад в Пентагоне родилось понятие мультидоменной операции, которое по сегодняшний день не имеет точного определения и однозначной трактовки. Обычно упоминание multidomain operation сопровождается уточнением, что речь идет о скоординированных действиях во всех доступных «доменах», то есть сферах, одновременно.
Сейчас Вашингтон предпринимает попытки облечь это абстрактное явление в какую-то физическую форму, и полем для экспериментов традиционно стала Европа. Выражается это в том, что учения, проходящие под эгидой Североатлантического альянса, формируют своеобразную матрешку: несколько небольших тренировок становятся частью сценария крупных мероприятий.
Ярким тому доказательством стало созданное в 2020 году учение США и союзников Defender Europe, в котором принимают участие более трех десятков тысяч человек. «Дефендер» начинается с перебросок американских войск и техники на территории европейских стран, далее – к конкретным полигонам в Балтийском и Черноморском регионах. Там участники приступают к отработке задач, стоящих перед ними. В это время в других странах-союзниках по НАТО начинаются и завершаются другие, более мелкие учения, связанные с «Защитником Европы» по смыслу.
Все это действо в совокупности и представляет собой многодоменную операцию, то есть отработку скоординированных действий в разных сферах.
В данный момент на территории Европы проходят два крупных международных учения: Sea Breeze 21 и Ramstein Alloy 21. Первое проходит в акватории Черного моря, а его участники – военно-морские силы союзников по НАТО; второе – в воздушном пространстве стран Балтии. Несмотря на разные места действия, участники обоих мероприятий могут отслеживать деятельность друг друга удаленно и реагировать соответственно меняющейся обстановке.
В чем смысл этих масштабных перемен в военной доктрине США? Всем очевидно, что Вашингтон не имеет реального намерения вступать в традиционный конфликт с Россией. «Мультидоменные операции» – всего лишь новый повод заставлять Европу пополнять бюджет НАТО для исполнения желаний американцев в области обороны. С первых заявлений о «российской угрозе» было ясно, что рано или поздно от этой песни устанут все и придется придумывать что-то новое. И вот она, замена: «даже если Москва не собирается нападать, все равно альянс должен быть готов отразить ее агрессию в любой момент». А значит, европейские страны должны предоставить деньги и свою территорию, чтобы американские войска могли отрабатывать там, а не в Штатах, свои маневры.