Найти тему
Птица Говорун

Что не так с креативной работой и почему я теперь ищу менее творческое занятие

Креативная и творческая работа — ну разве это не мечта? Никакой рутины, каждый день как праздник. Сидишь себе и придумываешь или творишь. Все тебе завидуют и хотят такую же. Вот положа руку на сердце, вы тоже так себе представляете креативную работу? Если да, то боюсь, что разочарую вас. Но обо всем по порядку.

Вот так в голове у многих выглядит креативная работы на удаленке (изображение взято с pixabay.com)
Вот так в голове у многих выглядит креативная работы на удаленке (изображение взято с pixabay.com)

Раньше я думала, что я тертый калач и меня мало чем можно удивить в моей профессиональной деятельности — копирайтинге. Все же за спиной были десятки разноплановых выставок, для которых я писала все — от подводки к аудио-ролику до пресс-релиза. Эта работа в свое время мне казалась очень даже креативной. Куда уж больше? Но тогда я просто не знала, что ждет меня впереди.

Аккурат перед трёхлетием младшего сына и окончанием декретного отпуска, мне на hh попалась вакансия сценариста в одну украинскую медиа-компанию. Нужно было на удаленке писать сценарии для развивающих мультиков на Ютубе за очень неплохие деньги, особенно в рамках Ростова. Я никогда ранее подобной работой не занималась, но почему-то захотелось попробовать, и я отправила отклик. В ответ прислали тестовое: написать идею одной из серий мультика по заданной концепции. Помню, что я написала почти первое, что пришло в голову и, особо не проверяя, нажала "отправить".

Через неделю я уже сидела с моим непосредственным руководителем в кафе и непринуждённо болтала о том, чем мне предстоит заниматься на новой должности. Для меня был шок, что меня выбрали из порядка 30 кандидатов, среди которых были матерые спецы, у которых в портфолио были целые фильмы и сериалы. Это был тот случай, когда не верилось, что все происходит со мной и хотелось себя посильнее ущипнуть.

Начались будни сценариста. Оказалось, что креатив креативу рознь и можно часами придумывать новые идеи, а в итоге все из них окажутся "не очень" и придется работать над чужой идеей, которая может тебе совершенно не нравиться. Также я узнала, что даже сценарии по утвержденным идеям, на которые ты потратил часы, могут улететь в мусорное ведро по известным только руководству причинам. Что еще? Я впервые столкнулась с творческим ступором.

Это не то и вот это тоже не подходит, давай еще идею.
"Давай еще идеи!" — "Шеф, подождите, я подзаряжу аккумулятор, а то сел". (изображение взято с pixabay.com)
"Давай еще идеи!" — "Шеф, подождите, я подзаряжу аккумулятор, а то сел". (изображение взято с pixabay.com)

Рад, два, три, четыре... И все — кончились. Идей больше нет. И у твоего руководителя их нет. А писать что-то надо. Приходилось брать паузу и буквально выжимать из себя новые варианты. Не скажешь же, что идей больше нет. Для меня это было равносильно признанию себя проигравшей.

Одним словом, на этой работе я столкнулась, как никогда, с большим количеством критики и обесцениванием. Если честно, я была не готова к такому повороту событий. Если раньше я с утра пораньше летела к ноуту с улыбкой до ушей, то через пару месяцев уже могла со злостью захлопнуть тот же самый ноут в разгар рабочего дня и пойти в соседнюю комнату прорыдаться.

Особенно меня добила ситуация с выпуском мультика по моей оригинальной идее и сценарию. Это был чуть ли единственный раз, когда идея была сразу воспринята "на ура", и сценарий был принят практически без правок. А в итоге, ролик совершенно "не зашел" и просмотров было катастрофически мало. О чем, конечно же, мой руководитель не забыл мне сообщить.

Выпуск видео — это всегда большие финансовые траты, а тут получилось, что компания впустую вложила деньги. Кто виноват? Конечно, сценарист. В общем, это были сплошные эмоциональные качели. То резко вверх, то вниз, на самое дно. Не знаю, к счастью или к сожалению, но через полгода проект закрыли и весь продакшн расформировали. Моя карьера сценариста развивающих мультфильмов оборвалась, едва начавшись.

В конце сентября закрылся проект, а уже вначале октября я приступила к работе сценариста на крупном научпоп-канале. Тестовое задание, как сейчас помню, было настолько сложным, что я писала его 3 (!) дня. Но тем больше потом хотелось увидеть результат и получить эту работу. Что сказать, писать сценарии в научно-популярном жанре оказалось в разы сложнее, чем мультики для детей. Космос, наука, биология, география, палеонтология — все это было бесконечно далеко от махрового гуманитария. Приходилось перелопачивать тонны информации в интернете, чтобы найти самое интересное для ролика.

Чаще всего это были англоязычные источники, и обычно через пару часов я чувствовала себя, как вот этот смайлик: 🤯🤯🤯. В команде были научные редакторы, но принято было обращаться к ним, если совсем ничего не понимаешь или не находишь информацию.

А это реальные будни сценариста роликов с миллионными просмотрами — где-то между холодильником и плитой. Я после бессонной ночи сижу утром и продолжаю искать материал, писать и редактировать...
А это реальные будни сценариста роликов с миллионными просмотрами — где-то между холодильником и плитой. Я после бессонной ночи сижу утром и продолжаю искать материал, писать и редактировать...

Помню, как у меня было пару дней на написание сценария на тему "Что будет, если бросить вольфрамовый шарик в вулкан". Я начинаю гуглить сначала на русском — тишина, потом на английском — пусто. А мне нужно придумать текст на 10 минут. Пунцовеют щеки, в крови начинает играть адреналинчик и от усталости не остается и следа. Что делать?

Можно попросить помощи, можно отказаться от темы, а можно попытаться найти выход. И к концу вторых суток я его все же находила! Я уже знала все об устройстве вулканов и о свойствах вольфрама. Сценарий строчка за строчкой начинал рождаться из ниоткуда. Да, потом меня ждало много правок от научреда, но это счастье, что было что править. Эти два дня, пока он писался, я была, словно, в агонии. Дети были дома (разгар пандемии), днем получалось из себя выжать буквально пару строчек, зато ночью, когда все засыпали, я садилась творить. Частенько вместе с моим верным стареньким Toshiba мы встречали рассвет.

  • Было ли мне интересно? Да, безусловно.
  • Хорошо ли оплачивалась эта работа? Вполне. Час моей работы стоит примерно 550-600 руб. Если бы это была работа в офисе на полный день, я бы вообще была в шоколаде.
  • Было ли сложно? Безумно. От тебя ждут креатив, есть чёткий дедлайн. И то, что у тебя сейчас нет музы, это твои проблемы. Ищи, вызывай, но сценарий должен быть и точка.

Какой вывод по итогам работы над двумя проектами в качестве сценариста я могу сделать? Креативная работа — это работа, забирающая всего тебя без остатка. Она мало сочетается с семьей и детьми. Если ты не можешь что-то придумать, ты будешь даже после работы дома прокручивать эти мысли. Это не та работа, когда ты закрыл крышку ноута в 18:00 и до завтрашнего утра ты свободен. Очень сложно разграничивать понятия "рабочее" и "личное время". У тебя не может быть плохого самочувствия или настроения, так как варианта просто "отсидеть" рабочий день НЕТ.

Поэтому если вы все еще мечтаете об интересной и творческой работе, взвесьте все "за" и "против". Я для себя в данный момент ищу менее креативную должность, чтобы ночами все-таки спать, а по вечерам — целовать детей и мужа, а не срочно переписывать абзац или обдумывать очередной сценарий на тему, на которую даже у Гугла нет ответов.

Откликаются темы, на которые я пишу? Подписывайтесь на мой канал и не забудьте поставить "класс" этой статье!