Сезон летних путешествий требует проверки и подготовки автомобиля. Но с чего начать? Вот наши предложения по алгоритму действий.
Смотрим на техническое состояние
Первым делом следует осмотреть шины на предмет износа. Если предстоит длинная дорога, лучше не рисковать, докатывая старый комплект резины. Помните, что по ПДД минимальная остаточная глубина протектора должна составлять не менее 1,6 мм. Это влияет на площадь контакта шины с дорожным покрытием — при минимальной глубине на скорости 100 км/ч у вас будет откровенно плохой зацеп в поворотах и при торможении. Лучше потратиться на новый комплект, чем рисковать своим здоровьем. Не забудьте и о проверке запасного колеса, чтобы не попасть в досадную ситуацию в случае прокола одной из шин в местах, отдаленных от цивилизации.
Также стоит вспомнить, когда вы в последний раз меняли основные технические жидкости: масло, охлаждающую и тормозную жидкости, жидкость гидроусилителя руля (если у вас не электроусилитель). У всех технических жидкостей есть регламент замены. Для масла он обычно составляет 10 000 километров, для охлаждающей жидкости — 60 000 км, а для тормозной — 20 000 км. Последнюю проверить особенно важно. Тормоза работают в экстремальном температурном режиме, и при экстренных торможениях старая или некачественная тормозная жидкость может закипать. В этом случае в ней образуются пузырьки воздуха, а так как газ сжимается, педаль тормоза может провалиться и подвести вас в самый важный момент. К тому же тормозная жидкость очень гигроскопична, что со временем приводит к потере ее рабочих свойств. Не будет лишней и прокачка тормозной системы при замене жидкости.
Также стоит проверить работу всех осветительных приборов — это не только ваша безопасность, но и требование ПДД. После зимы и весны стоит промыть радиаторы, которые могли забиться грязью, пыльцой и тополиным пухом. От этого зависит нормальная работа системы охлаждения агрегатов. Также загляните в сумку со знаком аварийной установки и огнетушителем — есть ли у вас светоотражающий жилет, требуемый по закону? Заодно и срок годности аптечки проверьте. Не помешает и убедиться, что у вас есть буксировочный трос, перчатки, компрессор для накачки колес.
Делаем ТО
На техническом обслуживании замените все жидкости, требующие обновления по регламенту. Обязательно проверьте состояние всех тормозных механизмов, а лучше сделайте профилактическую очистку и смазку всех механических элементов. Если есть какие-то биения или отклонения в рулевом механизме — как минимум стоит проверить балансировку и углы установки колес.
Электросистемы автомобиля тоже требуют диагностики, особенно если на приборной панели горят желтые или красные сигнальные лампы. Не экономьте на замене изношенных щеток стеклоочистителя или треснутом лобовом стекле. Видимость на скорости принципиально важна, а дополнительный камень, прилетевший в уже поврежденное стекло, может снизить обзорность до ноля.
Приобретаем необходимое
Согласно исследованиям, солнцезащитные экраны на окнах автомобиля способны снизить температуру в салоне почти вдвое. Это важно в жаркий летний сезон, потому что в путешествие обычно берут с собой много вещей и среди них всегда есть те, которые нельзя нагревать, например аэрозоли. Поэтому в списке покупок для летнего путешествия поставим такой солнцезащитный экран на первую позицию — как для лобового стекла, так и для боковых. Задняя «полусфера» автомобиля может быть защищена тонированием стекол согласно допустимым нормам ПДД.
Датчики давления — очень полезный аксессуар для путешествия. Если у вас их нет в стандартной комплектации, можно приобрести их перед поездкой. Все дело в том, что большие пробеги обычно не позволяют проводить частый визуальный осмотр, а за один перегон можно существенно испортить колесо — или как минимум существенно повысить расход топлива, если колеса приспущены. Поэтому вместо беготни с манометром или поиска заправки с непонятно как работающим оборудованием лучше держать ситуацию под контролем. Особенно если у вас усиленные покрышки Run Flat, по которым визуально плохо считывается пониженное давление.По давлению в шинах нужно ориентироваться на загрузку автомобиля и рекомендации производителя автомобиля, которые обычно приведены на наклейке на дверной стойке со стороны водителя.
Лето — пора дополнительной термонагрузки на все узлы и агрегаты. Даже если вы проверили всю электросистему, приобретите новый огнетушитель. Он может помочь, если вы припаркуетесь на сухой траве и горячие трубы системы выпуска вызовут ее возгорание. Да и чего только не случается в дороге! Лучше быть к этому готовым — в том числе готовым помочь кому-то, кто попал в беду.
Канистра с аварийным запасом топлива на 10 литров — ваш спасательный круг. Она скорее всего не пригодится, но с ней спокойнее. И можно выручить кого-то, если вы видите, что попутчик «обсох».
Чтобы сэкономить место в салоне, можно приобрести фирменный багажник на крышу. Обычно он состоит из поперечин, которые крепятся к рейлингам или в специальные «заделы». На поперечины можно устанавливать специальные багажные боксы, которые так любят в Скандинавии. Или велосипедный багажник, который позволит вам получить дополнительную мобильность в месте отдыха. Такой багажник не только прочно закрепит велосипеды на крыше, но и гарантирует их сохранность при помощи замка. Правда, после установки вам стоит уделять особое внимание верхнему габариту.
Также в путешествии пригодится специальный органайзер в багажник. Он позволит сэкономить место и организовать пространство наилучшим образом. Бокс освободит место от небольших пакетов и даст вам больше свободы в размещении багажа.