Найти в Дзене
Оксана Фадеева

О детях-манипуляторах

Фото для иллюстрации из открытых источников
Фото для иллюстрации из открытых источников

Среди образчиков народной мудрости о чипировании и бабах за рулём есть утверждение, которое меня триггерит.

Оно звучит так: дети ещё те манипуляторы.

Я слышу его от людей разных поколений, разного образования и, что самое главное, о детях самого разного возраста - начиная от девятимесячных. И далее следует вывод: надо с ними пожёстче, на уступки не идти и спуску не давать.

Это утверждение абсурдно, и мне хочется его опровергнуть. Быть может, мой текст кому-то поможет хотя бы немного усомниться в страшном детском коварстве.

Сперва давайте определимся, что такое манипуляция.

Манипуляция - поведенческий акт, нацеленный на получение желаемого окольным путём. Объект воздействия не должен (как минимум, сходу) догадаться, что происходит на самом деле.

Следовательно, критерии манипуляции такие:

  • я хорошо понимаю, что делаю (а не действую импульсивно или неосознанно)
  • у меня есть возможность попробовать договориться напрямую,
  • но я выбираю намерения скрыть.

Что же обычно понимают под детским манипулированием? Тут два ответа.

Первый - нежелательное поведение, от которого хочется стать чайлдфри. Это называется “специально достаёт”, “вымогает”, “понимает, засранец, чем пронять”.

И второе - это поведение, по мнению родителей, хитрое, с подвохом (например, наказанный ребёнок идёт любезничать с бабушкой, “перетягивая её на свою сторону”).

Но точно ли это манипулирование? Или что-то другое?

Начну с капризов, ора и битья ногами.

1. Вариант первый.

Анечка, нагулявшись, едет домой из парка, и в метро закатывает истерику. Неужели этой манипуляторше было мало аттракционов?
Истошно голосящий ребёнок своим поведением сообщает старшим, что ему плохо. Он может быть не в курсе, отчего, и это нормально - понимание формируется с годами. Возможно, ему хочется пить. Возможно, его напугал шум транспорта. Возможно, он недоспал ночью, и теперь ему всё немило. И он рассчитывает - да, это заложено в нас природой - что мама с папой разберутся. Они ж на то и взрослые!

Поймите, не забитые ещё дети доверяют своим близким. Они приносят им свой дискомфорт в виде истерик, надеясь на облегчение, а не с тайной целью выесть мозг. И даже если в этот момент ребёнок кричит “хочу слона”, это не значит, что он манипулятивно вымогает слона. Он просто не может успокоиться.

Есть ли здесь манипулирование? Конечно, нет.

2. Вариант второй.

За несколько дней до двухлетия моей дочери я должна была продать у метро что-то из детских вещей. Для этого мне надо было одеть ребёнка, довезти её на прогулочной коляске до пункта Х и совершить сделку. По оценкам, акция должна была занять десять минут.

Однако всё пошло не так.

Именно в этот день у дочери стартовал кризис трёх лет с его упрямством, бунтарством и потребностью сделать наоборот. Дочь не желала, чтобы я помогала ей одеваться. Она хотела сама, и точка. Беда в том, что часа на сборы - а это заняло бы час - у меня уже не было. Я пыталась заговорить ей зубы и сулила всяческие блага, но ребёнок был непреклонен. В битве за право надеть колготы я проиграла подчистую.

Мне ничего не оставалось, как подхватить под мышку беснующегося ребёнка в одних трусах (к счастью, было тепло), и тащить как есть. По дороге она, кстати, быстро успокоилась.

Было ли это манипулированием? Отнюдь. Дочь просто реализовывала вшитую кризисную программу.

3. Вариант третий.

Вовочка демонстративно ведёт себя назло. Просят не рисовать на подоконнике - рисует. Просят поаккуратнее вести себя за столом - разливает сок. Просят не лезть в лужу в новых ботиночках - лезет и смотрит с вызовом. На любую попытку его остановить разражается криком и падает на землю. Соседи, проходя мимо, укоряюще цокают языками.

Ну манипулятор же!

На беду манипулятор живёт с мамой, папой и бабушкой, между которыми затяжная война. Скандалы происходят буквально через день, и мальчику то и дело приходится слышать от мамы - смерти моей хотите, скоро дождётесь! Вовочке очень страшно. Он маленький, и у него нет возможности поговорить о происходящем с друзьями или обратиться к психологу. И, не справляясь с невыносимым внутренним напряжением, он просит о помощи так, как у него получается - через плохое поведение.

4. Вариант четвёртый.

“Хочу мультики”, - кричит Лёва и бьётся головой в стенку. “Муль-ти-ки!”
Вся семья бросает свои дела и прибегает на разборки. Мать заламывает руки, отец ругается, старшая сестра обещает показать жар-птицу, если Лёва замолчит. Обычно в доме тихо и скучно, и все заняты чем-то своим, но стоит прокричать волшебное слово, как жизнь становится ужасно интересной. Более того, если набраться сил и покричать как следует, мультфильмы разрешат смотреть дальше, это Лёва уже проверил.

Чистая манипуляция!

Дети - тестировщики. Они расширяют свой поведенческий репертуар, тренируясь на родителях (а, пардон, на ком ещё в дошкольничестве учиться?). Пробуя разные формы поведения, они подмечают, какие из них эффективны - то есть, приводят к желаемой цели, а какие можно отбросить. Чай, не дураки!

Если бы Лёвины домашние в ответ на его выходки скучнели и разбредались кто куда, выходки бы быстро прекратились - чего горло надрывать просто так. Но они предпочитали обзываться “маленьким манипулятором” и всякий раз идти на поводу. Как думаете, есть ли у Лёвы хоть одна причина отказаться от такого замечательного спектакля?

5. Вариант пятый.

Сперва Юра сказал маме, что отец называл её тупой дурой, и с явным удовольствием наблюдал за её обескураженностью. Потом он нажаловался бабушке по телефону, что родители по ночам ругаются и не дают ему спать, а потому у него постоянно болит голова. Напуганная бабушка отвезла его к себе отсыпаться и, чтобы утешить любимого внука, заказала ему две пиццы и два мороженых. Юре всего восемь, но от его вранья родителям уже давно не по себе. Если совсем честно, они побаиваются своего сына.

Манипуляция, наконец?
Почти.

Антисоциальное расстройство личности - это отклонение от нормы, которое встречается от одного до пяти раз на сто человек. В крайне редких случаях оно стартует очень рано (вероятно, речь идёт о биологической обусловленности) и проявляется примерно так, как я описала - то есть, через преднамеренную ложь, равнодушие к чувствам близких и безжалостность. Что самое печальное, оно не корректируется через пресловутую дисциплину и ежовые рукавицы. Оно не корректируется почти никак.

Подчеркну ещё раз, описанный случай - исключение из правил. В большинстве случаев это расстройство проявляет себя и мягче, и позже.

Поэтому если вдруг ребёнок ведёт себя как рецидивист, и при этом он не был взят из детского дома - если был, это вообще отдельная история с нарушением привязанности - его надо срочно показывать хорошим врачам - неврологу и психиатру.

Быть может, у него РАС или какое-то органическое нарушение, требующее коррекции, а ярлык манипулятора помешает получить необходимую помощь.

И, наконец, история про маленьких лицемеров.

Если ваш ребёнок, будучи наказанным, начинает “подлизываться” вместо того, чтобы печально обдумывать свой проступок, это значит только одно - ему страшно.

С ним случилось самое худшее - вы лишили его своего расположения, и заложенная в него природная программа подталкивает его выяснять, бросили ли его совсем или пока ещё любят.

В последнем случае у него есть шанс на выживание.

Понимаете? Это очень серьёзный момент. Не коварство и не лицемерие, а надежда на любовь как залог возможности жить дальше. Именно поэтому малыш, который только что разодрал дорогие обои, льнёт и просится на ручки. Не манипулятивное это обесценивание вашего переживания, а попытка убедиться, что вы его не бросите.

А теперь вспомним, что манипуляция - сознательный выбор вести себя нечестным образом, вводя другого в заблуждение. Ни в одной из историй сознательного выбора нет. Да и заблуждений тоже. Дети делают ровно то, что у них получается и что работает в данной семейной системе. И потому они - не манипуляторы.