Это - лонгрид, посвящённый недавней поездке на перекладных из Липецка в Самару, преимущественно, пригородными поездами.
В этой части будет рассказано про первый день поездки.
Маршрут первого дня
Вариантов поездки для первого дня было несколько - можно было поехать из Липецка до Мичуринска на электричках, из Липецка до Умёта или Ртищево пригородными поездами или из Липецка до Умёта или Ртищево автобусом и пригородным поездом.
Выбор был сделан на последнем варианте, так как:
- он был наименее затратным по времени;
- участок Липецк - Грязи - Мичуринск - Тамбов уже ранее проезжался пригородными поездами.
Первоначально, планировалось отправиться автобусом в Тамбов в 11 утра, однако, пока я добирался до автовокзала, все билеты оказались уже раскуплены, поэтому, пришлось ехать следующим автобусом, который следовал транзитом из Воронежа где-то в 12 часов (и, как, впрочем, оказалось, это куда лучше - он ехал через тамбовскую трассу, а не через Грязи, следовательно, он и ехал почти на час быстрее).
Удовольствие недешёвое - поездка в Тамбов обошлась в 355 рублей, но и если бы ехал пригородными поездами туда же, поездка бы встала в примерно 400 рублей плюс потерянное время в Мичуринске (так как электричка из Грязей приезжает в 10.25, и дальше - сиди жди ещё 4 часа, пока отправится рельсовый автобус до Тамбова).
Тамбов
По прибытию в Тамбов, было ещё порядка трёх часов времени на закупиться едой и немного прогуляться по городу.
Если, в принципе, за пару лет, когда я был в последний раз в городе, сильно ничего не изменилось, то непосредственно железнодорожный вокзал был подвергнут "озабориванию" с необходимостью проходить всем осточертевший досмотр. Да, Тамбов - это очень важная мишень для тех, кто не согласен с генеральной линией партии, поэтому, нужно обязательно всех досматривать (как потом выяснится, в Тамбове досматривают ещё по-божески, дальше будет ещё хуже).
Рельсовый автобус Тамбов - Ртищево
Почему именно до Ртищево? Смотрите, по расписанию вечером отправляется рельсовый автобус сообщением Тамбов - Умёт, но если посмотреть расписание "чуть глубже", то можно увидеть, что ещё ходит рельсовый автобус сообщением Вертуновская - Ртищево, который отправляется как-то подозрительно позже настолько, что можно подумать, что это пригнали тот же вагон с Умёта. Так оно и есть.
При этом, если проводятся какие-то ремонтные работы на железной дороге на том участке, то так же подозрительно синхронно меняется расписание как и поезда Тамбов - Умёт, так и поезда Вертуновская - Ртищево.
Участок Умёт - Вертуновская рельсовый автобус следует резервом, так как Пензенская область за него платить не хочет.
Исходя из этого, я поставил на то, что можно будет доехать из Тамбова сразу до Ртищево, что мне, в общем-то, и надо было.
А именно - беру билет из Тамбова в Умёт в кассе, поскольку автоматы по продаже билетов были элементарно отключены кассирами, так как у тех определённо горел план, а за ним следом и премия.
Непосредственно в пути во время проверки билетов, спрашиваю у контролёра: действительно ли едет поезд до Ртищево, на что получаю утвердительный ответ, но оставят ли в поезде или выгонят в Умёте, контролёр ничего ответить не смогла, так как они до туда не ездят - лишь только до Кирсанова, а там уже подсаживаются контролёры из Саратовской ППК (до него едут с ППК Черноземье).
Сам поезд из себя представляет РА1 в одиночном исполнении, который местами ехал достаточно быстро - местами на перегонах скорость была в районе 100 км/ч. Пассажиропоток небольшой.
По приезду в Умёт, завязался диалог с контролёром, в котором я подробно объяснил, чего, кого, куда и зачем. В итоге - успех и продолжение поездки в резервном поезде до Вертуновской. В Умёте поезд стоит минут 5, дальше поезд следует без остановок, кроме Тамалы, где, очевидно, подбирают сотрудников железной дороги после рабочего дня.
По прибытию в Вертуновскую, поезд стоит столько, сколько положено ему по расписанию, и дальше он следует с пассажирами до Ртищево, правда, и пассажиропоток там весьма номинальный. Возможно, если бы пензенские власти включили свой участок в транспортный заказ, пассажиропоток бы был куда веселее.
Ртищево
Ртищевский вокзал в плане досмотра ничем не отличается от тамбовского. Имеется особенность в виде туалета, находящегося в отдельном здании, что как бы и плюс, и как бы минус. Плюс в том, что если вокзал сам по себе не требуется (например, если проезжаешь в старом вагоне, где современных туалетов не завезли, и которые закрывают на время длительной стоянки), то справить нужду можно максимально оперативно, не утруждая себя досмотрами. Минус же - если придётся ждать поезд несколько часов (как в моём случае), то придётся каждый раз после посещения туалета при возвращении на вокзал досматриваться.
Характерная особенность - в ларьках, которые находятся у здания вокзала, открыто торгуют пивом по завышенной стоимости, а начиная где-то с 2-3 ночи у пассажирских платформ могут появиться таксисты, предлагающие поехать, очевидно, на такси.
Пригородной кассы нет. В зале ожидания можно зарядить телефон "по старинке" - не через новомодные стойки для зарядки телефонов, а из розетки.
Сам зал ожидания простой - с металлическими скрипучими спаренными в лавки стульями, телевизором, по которому крутят РЕН-ТВ и уставшими сотрудниками транспортной безопасности. На стене висят здоровенные часы. В остальном ничего особенного не было.