Hei alle sammen! С вами я - Аэра Димирест - DJ и EDM продюсер, а также автор детектива "Кольцо" ("Ringe") из серии книг о гениальном детективе Соне Амундсен и серии сказок про Матушку Норвегию, объединённых в книгу под названием "Норвегия" ("Norge"), которая будет частью большого цикла "Сказки в Жизни" ("Livsens Eventyr"). Оба произведения доступны по главам в моём профиле на русском языке.
Будучи писателем и публикуя свои произведения, я не один, не два и не три раза сталкивалась с критикой и абсолютно ненужными советами, которые лишали меня той заветной ниточки, которая вела сюжет. Так вот ниже я приведу список из 5 фраз, которые ни в коем случае нельзя говорить писателю. Тем более начинающему.
№ 1: "Ты можешь нормально писать?"
"Что это за предложения такие?" "Как можно писать, не зная языка?" "Да ты графоманишь, а не пишешь!"
У каждого писателя свой слог, язык и манера написания. Один любит начинать свои произведения с конкретных дат, мест или действий персонажа. Другой пишет все произведения только от первого лица. Третий мистифицирует всё, что угодно и умеет найти волшебство там, где его точно быть не может. Кто-то использует старославянские слова и выражения, кто-то - кучу иностранных слов, кто-то сочиняет свой язык - конланг - и пишет, используя небывалое количество фраз на нём. Критиковать фэнтези, когда ты сам читаешь только триллеры и триллеры, когда ты читаешь только фэнтези - как минимум неоправданно. Ты не знаком с этим жанром и не можешь считать что он тебе не по душе, если сам не прочитал ни одной книги. Так же и со слогом. Если ты не читаешь произведения, написанные, допустим, в стиле славянских сказок, то не надо, только начав читать что-либо подобное, говорить, что автор не знает языка. Все писатели разные.
А если тебе не нравится какой-либо жанр, то не следует кричать об этом на каждом углу, ибо это как минимум неэтично.
№ 2: "Что это за чернуха?"
"Как можно было писать о такой ***овщине?" "Ты понимаешь вообще, что пишешь?" "Да это всё в угоду тому, кто носит Prada!"
С подобной критикой чаще всего сталкиваются авторы произведений в жанре хоррор, триллер, хоррор фэнтези и фэнтези. Всем известно, что везде есть как добро, так и зло и не писать о действиях отрицательных персов - терять половину сюжета произведения. Невозможно понять, почему вот этот герой применил заклинание Светлой Защиты, не зная, что сделал тот, от кого была защита. Многие идут ещё дальше и в подробностях описывают всех представителей Логова Тьмы, приписывая им жуткие способности или делая очень реалистичными, не имея с ними ничего общего. Так, человек может безумно подробно описать колдуна-чернокнижника со всех ракурсов, при этом будучи явным поборником этого вида колдовства и колдовства в целом.
Однако есть те, кто считает, что писатель наделяет всех своих героев исключительно своими качествами и способностями. Допустим, если он описывает того же чернокнижника, значит он не просто знает о чернокнижии как виде колдовства, а сам является подобным практиком и от него срочно нужно защищаться всеми правдами и неправдами и срочно запретить все его книги к прочтению, а лучше к продаже. Чаще всего так критикуют те, кто не способен разобраться в том, что читает. Ярлыки-то расклеивать намного проще.
На самом деле люди, пишущие про злодеев, часто пытаются "выпустить пар" от собственных переживаний. Ему проще придумать кого-нибудь архиплохого и списывать свои проблемы на него, чтобы бороться не с собой, а с ним. Как пример, возьму бессонницу, абстрактного злодея по имени, например, Трун, способного забирать знания человека, лишая его сна и абстрактного человека по имени, допустим, Сольвейг. Сольвейг страдает бессонницей и решает придумать отрицательного перса по имени Трун, который и будет виноватым в её бессоннице. Начинает раскручивать его историю и понимает, что его можно победить, например раскрытым и положенным под подушку учебником по квантовой физике с вложенным в него серебрянным кольцом. Начинает бороться с ним, побеждает и бессонница вскоре отступает.
Я не спорю, есть те, кто пишет про злодеев, будучи на их стороне, но это скорее исключение.
№ 3: "Да это никто не будет читать!"
"Что за ширпотреб?" "Да о таком уже писали!"
Я не отрицаю, что нужно искать новые, неизведанные темы, но если хочется написать что-то по тем темам, о которых до тебя писали и ты можешь их подать либо так, как до тебя это никто не делал, либо просто очень интересно, то, как говорят в Норвегии - vær så god!
Обязательно стоит понимать, что книги - штука на любителя. То, что не находит отклика у одних, других ввергает в благоговейный трепет. Если твои книги никто не читает, это не значит, что так будет вечно. Не сегодня, значит завтра. Не завтра, так через год.
Многие считают, что если слава не пришла к тебе после первой же публикации, то она не придёт к тебе никогда, это уже вот прям к гадалке не ходи понятно. Это не так. Есть очень многие люди, которые стали известны на весь мир только после своей смерти, а при жизни подвергались только насмешкам.
№ 4: "Не твоего уровня книги!"
"Ну ты уже не ребёнок, такое писать." "Ты мог бы лучше." "Ой, тебя только малыши читать будут."
Я сама слышала такие фразы, будучи несколько младше. Я начала "писать" где-то лет в 10. Конечно, тогда я писала "в стол", но давала почитать свои детские рукописи некоторым людям. После таких фраз я обычно рвала на мелкие кусочки тетрадь с рукописью или топила её в ближайшей луже. Сейчас я понимаю, что не все мои рукописи настолько безнадёжны. Вычитать сюжет, подправить обороты речи, правильно расставить знаки препинания - и готово!
А что касается уровня и возраста, то тут я могу сделать отсылку на фразу № 1 (см. выше). Не нужно быть ребёнком, чтобы писать для детей. Вспомните замечательного писателя Корнея Чуковского (кстати, на самом деле его звали Николай Корнейчуков). Также необязательно быть крестьянином, чтобы писать про крестьян. Пиши о том, к чему лежит душа, вот мой тебе совет.
№ 5: "Эти книги тебе ничего не принесут, интересуйся-ка ты лучше..."
"Писатель - не профессия!" "Эта писанина тебя не прокормит!" "Ой, да кому нужны твои книги?" "Ерундой занимаешься!"
Многим родителям кажется, что их ребёнок должен пойти в инженеры, IT специалисты, директоры архикрупных компаний, изучать квантовую физику, программирование, математику, географию и обязательно работать. В их понимании это самое работать означает какую-нибудь офисную работу со стабильной зарплатой, даже если она будет небольшой. А вот в чудо творческих профессий они не верят, ведь настоящая профессия не может быть творческой.
И на мой взгляд, это самая опасная фраза. Так как, вероятно, чтобы написать книгу, ребёнок несколько месяцев, если не дольше, как Один гонялся за самыми разнообразными знаниями. А тут приходят яжмать и яжбать и одним махом обрубают интерес к жизни, потому что, видите ли, не хочется им, чтобы ребёнок творческим был. Норвежский писатель Юстейн Гордер приводит термин "verdensvant" - привыкший к миру. Именно таким хотят видеть своего ребёнка подобные субъекты.
На самом деле писатели, которые подходят ответственно к своему делу, перед началом написания книги, словно губки, впитывают в себя необходимые знания. Так если писателю нужна будет квантовая физика для его книги, он её изучит.
А какие фразы в адрес своего творчества слышали вы? И есть ли вам, чем дополнить список?
Понравилось? Не забудьте подписаться и поделиться статьёй с друзьями!