Жизнь детей в Советском Союзе, как правило, была счастливой и разнообразной. Не хватало, разве что, "Ужастиков". Это сейчас можно легко и непринуждённо получить свою порцию страшного, например из фильмов ужасов, интернета и новостей. Да и воспринимается это уже больше как само собой разумеющееся, от переизбытка подобного контента. Советским детишкам, да и их сверстникам за рубежом, приходилось проявлять фантазию и самим создавать контент нужного жанра. Фантазия и артистизм рождали "страшилки" предназначенные для выработки нужных эмоций, конечно при их надлежащем исполнении. Впрочем, пугали себя пионеры бесхитростно и с юмором. Если в ужастике имело место лишение жизни, то без подробностей и "расчлененки", часто по умолчанию. Зачастую, после страшной завязки сюжет выворачивался на изнанку и в финале следовала комическая развязка. И это вполне себе работало. Ну и пусть, что гроб на колесиках, в первую очередь это же гроб!
Девочка была дома одна. Вдруг по радио стали передавать: "Девочка, к тебе едет гроб на колесиках. Он едет по твоей улице. Он приближается к твоему дому. Он подъезжает к твоему подъезду. Он въезжает на лестницу. Он поднимается на твой этаж. Он около твоей квартиры". Раздается звонок в дверь. Девочка открывает дверь и ударяет молотком по гробу на колесиках. Оттуда вылезает скелет и говорит: "Ну вот, опять новую тачку сломали!".
Ну или более "ужасный" пример,чем то напоминает сюжет фильма "Звонок": Жила одна девочка. Когда у нее умирала бабушка, то сказала ей: "Не включай зеленую пластинку". Но девочка не послушалась, и, когда дома никого не было, включила пластинку. И голос с пластинки запел: "Бегут, бегут по стенке Зеленые глаза. Сейчас они задушат, Да, да, да!" Потом в дверь позвонили, и девочка выключила пластинку. Она открыла дверь, и вошла мама без одной руки. На следующий день все повторилось, и мама пришла без двух рук. Потом без ног. Мама сказала девочке: "Теперь ты погибнешь сама. Не включай зеленую пластинку". Но девочка все равно включила опять. Пластинка еще не кончилась, как девочка услышала звонок в дверь. Она посмотрела в глазок, но никого не увидела. Девочка открыла дверь. На пороге стояли Зеленые Глаза. Они сказали: "Ты не послушалась мать и теперь погибнешь". И они задушили девочку. Почему то девочки в сюжетах в роли жертв фигурировали чаще, наверно так было драматичнее! Хотя все эти сюжеты не шли ни в какое сравнение с тем, какими "ужасами" жизнь советских детей стала наполнятся в конце 80-х, на волне перестройки. И посыпались эти ужасы на неподготовленные головы октябрят и пионеров, как из рога изобилия. И наверно самым первым, а потому самым ужасным и запоминающимся стал один эпизод, разделивший жизнь миллионов советских детей на "до" и "после". Речь пойдет о псевдодокументальном фильме "Опасность, затаившаяся в бездне" из цикла "Дневник Нептуна" режисера Бруно Вайлати. Он был показан в 1989 году по Центральному телевидению СССР в киноальманахе "Вокруг света" - приложении к популярнейшей программе "Клуб путешественников".
Спокойный выходной день, научно популярная передача по телеку, ничто не предвещает чего-то необычного или незаурядного. Вот две ныряльщицы резвятся в прозрачной морской воде. Вот там же появляются и представители местной фауны. А, это милейшие создания, -морские змейки. Оказывается, глупые ныряльщицы в ярких купальниках мешают им размножатся, вот! И вдруг эти обиженные змеи догоняют купальщиц и делают "кусь". А дальше для простого советского пионера и вовсе начинается какой-то сюрреализм! Под голос диктора об агрессивности змей во время брачного сезона и тревожную музыку змейки покусывают ныряльщиц за интимные места, после чего те, срывая с себя купальники и дрыгаясь в конвульсиях опускаються на дно. И вот как дальше жить после такого?
Это тебе не советские ужасы - "Вий". Правда, в 1988 году вышел в прокат советско - польский фильм "Заклятье долины змей", но он был не намного страшнее "Вия". Да и американский "Враг мой", который начали крутить с апреля 1989-го, хоть местами и пугал, но был все-таки фантастикой! А здесь как бы формат документального фильма, озвучен как документальный фильм, воспринимается как документальный фильм - значит все что происходит на экране - реальность! И тетя с голой грудью, которая дрыгается и опускается в конвульсиях на дно, получается что, реально того,- скопытилась?! Для многих пионеров после этого мир уже никогда не будет прежним.
А сцена когда дрессированная мурена раздевает танцующую ныряльщицу, высовываясь из своей норки? Или ещё шокирующий момент из фильма: любопытные аквалангисты кривыми ручонками во время извержения вулкана деловито откалывают молоточками куски горячей лавы, застывающей под водой. И самому любопытному кусок раскаленной лавы падает прямиком на тыльную сторону ладони. Крик, визг, кровища, ну и т.д. Похоже взрослые, от неожиданности увиденного, тоже не знали как себя вести с отпрысками находившимися возле телевизора, поэтому подозреваю, что большинство советских детей благополучно и мужественно досмотрело все до конца, получив причитающуюся в награду психологическую травму:)
Впрочем похоже эти взрослые от детей не отставали, завалив телевидение письмами - как это снимали?! Не давала покоя тема си.. эээ, девушек, покусанных змеями и акулами ради эпатажных кадров. Корреспонденту в Италии даже поручили взять интервью у создателя фильма Бруно Вайлати. Но интервью это мало кто видел - споры продолжались еще довольно долго.
А вот сейчас даже немного жаль, что с современными компьютерными технологиями нынешнего зрителя уже ничем не удивишь - киночудеса, как искусство настоящих иллюзионистов, похоже, остались где-то в прошлом...