Если вы житель Казани, Екатеринбурга или Липецка то наверняка знаете о существовании улицы Патриса Лумумбы. Волгоград, Пермь, Чебоксары – все эти города тоже имеют улицы с именем неизвестного широким массам политического деятеля. Или не политического? Нет, раз в Советском Союзе присваивали имя какого-то человека целым улицам и даже институту в Москве, то точно этот человек должен быть связан с политикой. При этом он в обязательном порядке должен был ещё, и симпатизировать коммунистическим идеям. Иначе, зачем бы его стремилась увековечивать советская власть? Вот давайте сегодня и попробуем разобраться, кем же был этот самый Лумумба, в честь которого названо столько улиц в нашей стране.
Простой паренек, в общем-то, он был, родился в Конго, в те времена, когда Конго ещё было бельгийской колонией. Это сейчас Бельгия крошечное государство, а в своё время она владела землями в Африке и Китае. Так вот Лумумба рос обычным мальчишкой. Отучившись в школе, пробовал работать то служащим в оловодобывающей компании, то почтовым клерком. В итоге решив, что имеющегося образования недостаточно окончил школу железнодорожного движения, затем посещал вечерние курсы, изучая философию, литературу и историю. В общем, спустя какое-то время он добился неплохих успехов в карьере почтового служащего и считался крайне перспективным молодым человеком. Его даже свозили в Бельгию на экскурсию, после которой он стал приверженцем теории, что Конго тоже может стать европейской страной. Не в плане географии конечно, а в плане развития общества. Только вот тогда же в 50-х годах он был арестован по обвинению в хищении денежных средств. Доподлинно неизвестно был ли он действительно замешан в этом преступлении, но многие его биографы указывают на то, что арест был надуманным. На мой взгляд, это странно. Какой смысл властям создавать оппозиционера из человека, который как раз им симпатизировал?
Скорее всего, Лумумба действительно что-то натворил, но судя по всему незначительное, потому что в итоге его отпустили, и он устроился работать на пивоваренный завод. Вот где-то в этом промежутке он и подхватил идеи свободы, равенства и братства. Собственно в конце 50-х годов он заразился идей независимости Конго от Бельгии и под это дело основал партию, с которой двинул на выборы. Естественно последовавший далее арест был связан на этот раз уже точно с политикой. Впрочем, за молодого политика быстро вступились народные массы и что б ни будоражить шумных граждан, лидера партии НДК выпустили. НДК расшифровывается как Национальное движение Конго. Проповедовала она левые идеи, чем и объясняются последующие симпатии Советского Союза к её основателю.
В 1960 году на официальных выборах НДК смогли заполучить более 30% мест в парламенте, и путём хитрых переговоров и компромиссов Патрис Лумумба был выбран премьер-министром страны. Выбран официально и на вполне законных основаниях. Меж тем в Бельгии Конго по-прежнему воспринимали как свою колонию и рассчитывали, что всё останется как прежде. То есть капиталисты будут вывозить ресурсы, а местные жители получать за это копейки. После выборов в Конго прибыл король Белгии, но вместо какого-то конструктивного диалога он услышал речь Патриса Лумумбы который прямо и заявил - Мы больше не ваши обезьяны! Фраза стала одним из самых знаменитых политических высказываний.
Взяв курс на полную независимость, Лумумба явно не учёл тот факт, что силы были несколько неравны. За ним действительно готовы были пойти народные массы, но убрав со многих ключевых должностей бельгийских ставленников он вверг страну в массовые беспорядки и мятежи. В тот момент жизнь в Конго имела шансы скатиться в гражданскую войну. Вряд ли война сильно беспокоила короля Бельгии. Всё-таки географически страны слишком уж далеко друг от друга находятся. Но его точно беспокоили потери денег, которые неизбежно начались бы при переориентации экономики. О том, что экономика будет теперь выглядеть иначе, Лумумба дал прекрасно понять. Так же он дал понять, что не настроен на какие-то конструктивные переговоры.
Окончилось всё в итоге для молодого премьер-министра печально. Он был пойман своими противниками и убит. Власть в Конго снова перешла к протеже бельгийцев, а сам он стал скорее эдаким символом борьбы за свои собственные права местного населения. Расследование, проведенное спустя почти сорок лет после его гибели, установило, что король Бельгии был в курсе планов по устранению строптивого политика. И не препятствовал этим самым планам.
Можно было бы попробовать заявить, что условные красные проиграли. Зато в стане не началась гражданская война. Но дело в том, что в 90-х годах она всё равно случилась. И возникает вопрос, как бы сложилась судьба Конго, если бы Патрис Лумумба остался у власти? Но история штука беспощадная и идёт только вперёд.
Патрис Лумумба же теперь живёт на улицах, как наших городов, так и городов других стран. Улицы его имени точно есть в Бишкеке и Белграде. Возможно, имеются и где-то ещё. Так что в следующий раз, проходя или вызывая такси на улицу Патриса Лумумбы, помните о том, что этот человек погиб борясь за права чернокожих. Кстати странно, что улица того же Че Гевары практически нигде не встречается. Хотя он куда более известная фигура и в определенном смысле до сих пор является символом коммунистов.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.