Священномученик Иоанн Восторгов
Воля Божия есть освящение ваше. (1 Фес. 4: 3)
Древнее сказание передает нам из жизни благочестивых христиан такой случай. К одному святому старцу, жившему и подвизавшемуся в пустыне, стекался народ из окружающих и дальних поселений. Всякий приходящий предлагал старцу тот или другой вопрос по поводу своих душевных тревог или жизненных затруднений. И каждому и всем давал святой старец благодатные советы, уроки и наставления, всех поучал охотно. Только один юноша вел себя не как другие. Почти каждый день приходил он к старцу, сидел у его ног, внимательно слушал всё, что говорилось, но сам никогда и ни о чем не спрашивал старца. Наконец, святой старец обратил внимание на юношу и на его необычайное поведение. Он спросил юношу-посетителя: «Скажи, отчего ты всё молчишь? Разве у тебя нет ничего, о чем бы тебе хотелось спросить у меня?» — «Отче, — ответил юноша, — для меня довольно и того, чтобы всегда смотреть на тебя!»
Братия! Святая Церковь поставляет нас в положение этого юноши, когда вспоминает того или другого святого, когда поставляет перед нами его жизнь, его духовный образ, когда изображает его на иконе или картине, когда восхваляет его богослужебными песнями, когда дает нам имя того или другого святого. <...>
Человек так устроен, что во всех случаях жизни нуждается в образцах и назидающих примерах; средством к приобретению им познаний и умений в огромном большинстве случаев служит подражание. И вот в этом великом собрании святых каждый, сообразно своему положению, найдет себе то в одном, то в другом святом образец для подражания. Так, даже о величайшем подвижнике древности — об Антонии Великом нам известно, что он старательно изучал жизнь святых и у одного учился кротости, у другого — молитве, у иного — трудолюбию, у иного же, наконец, — молчанию и терпению и так далее.
Но скажут: да разве всем нам нужно и можно быть святыми?
Братия возлюбленные, помните, что именно так: и нужно, и можно нам быть святыми! Если же будем думать иначе, если святость для нас не обязательна, то суетна вера наша и напрасны наши упования. Ибо для чего же и для кого тогда Христос Спаситель сходил на землю, учил воле Божией, оставил нам в Себе Самом образ жизни святейшей, да последуем стопам Его (1 Пет. 2: 21), для чего Он искупил грешных Своей кровью? Для чего и для кого тогда на земле учреждена Христом Господом Церковь? Ее Он соделал Святой, и таковой она пребывает; в ней именно грешные получают освящение, то есть святость, через нее спасаются и входят в вечную славу Божию, куда не может войти ничто нечистое. Или напрасна была молитва Спасителя в тягчайший час Его жизни, перед муками Гефсимании и Голгофы, молитва к Отцу о верующих: Освяти их истиною Твоею… за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (Ин. 17: 17, 19)? Или напрасно писал апостол: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4: 16)? Или не обязательно для нас его наставление: поступайте достойно звания, в которое вы призваны (Еф. 4: 1)? Или напрасно слово его ко всем христианам: Воля Божия есть освящение ваше (1 Фес. 4: 3)? Читайте Деяния апостольские, читайте Послания апостолов — вы найдете и увидите, что там везде верующие так прямо и называются не христианами, а именно святыми (Деян. 9: 32; 1 Кор. 16: 1).
И мы должны быть святыми. Но не только должны — мы можем быть святыми. За то порукой Сам Господь: Он, Милосердый, не положил бы на нас бремени, которого мы понести не можем. За то порукой Церковь Его, которая на земле продолжает дело Христово, дает верующим благодать Духа Святого ради искупления Иисуса Христа.
Припомните прошедший праздник Пятидесятницы, припомните обильное излияние Духа Святого на верующих и припомните, что тогда говорилось вам с этого святого места. Говорилось о необходимости принадлежать к Церкви Христовой. Но принадлежность сказывается не одной верой, не одним исповеданием ее устами, но и исповеданием жизнью святой и богоугодной. В противном случае мы — лицемеры.
Покажи мне веру твою без дел твоих, говорит апостол и добавляет: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2: 18, 26).
А святые — нам судьи, как и слово Божие говорит: Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор. 6: 2). Почему же они нам судьи? Понятно и ясно это. Ведь они так же, как и мы, жили в мире, имели плоть и кровь, имели нужды и заботы, имели врагов и друзей, испытывали соблазны, искушения, падения, несчастья. Они не отличались от нас по человеческой природе. Даже нужно сказать больше: многие из них так были искушаемы, как никто из нас. Кто из нас страдал, как мученики? Кто распят, как апостолы Петр и Андрей? Кто сжигаем был на огне? Кого раздирали колесами, у кого сдирали кожу, кого бросали зверям на растерзание?
Но и святые спасались не одной своей силой — они спасались той силой, какая дана и каждому из нас: это сила Божия, сила благодати Христовой. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13) — вот что словами апостола может сказать о себе всякий верующий, если только он действительно, а не на словах только верующий. И история блистательно подтвердила это. До Христа как мало было святых! В язычестве совсем не было людей добродетельных в полном смысле этого слова, а среди избранного народа если и были немногие праведники, то они спасались только верой в Того же Иисуса, только грядущего, еще не пришедшего. Но вот пришел давно желанный всеми народами Христос Избавитель. И что же видим?
Вспомните, как после тяжелой и унылой зимы начинается весна: еще стоит часто ненастье, но солнце уже начинает греть больше; земля, однако, еще пустынна и безжизненна, деревья голы, поля неприветливы. Но прошел весенний дождь, пронеслась гроза, засияло солнце — и вдруг обновилось лицо земли! Неделя, другая, третья — и всё зелено, всё цветет, жизнь торжествует в природе. Эта дивная картина природы особенно поразительна в странах южных, где голая, безотрадная степь-пустыня после первого весеннего тепла и дождя как-то изумительно быстро, в несколько дней преобразуется в цветущий, благоухающий рай.
Это образ великого переворота в духовной жизни людей под действием благости Духа Святого, обитающего в Церкви Христовой. До христианства темно, безотрадно и пустынно было в жизни людей; один грех царствовал в мире, одно зло торжествовало в жизни людей. Но вот пришел Христос Спаситель, основал Свою христианскую и Святую Церковь — и процвела пустыня, как дивный сад, процвела языческая, прежде не плодящая Церковь пришествием Господним, процвела великим множеством святых: как звезды яркие, путеводные, они украшают наше духовное небо.
Братия! Взирая на звезды эти, будем возгораться их светом, будем помнить наше единственное назначение здесь, на земле: Воля Божия есть освящение ваше (1 Фес. 4:3)! Аминь.