Я научился кататься на велосипеде уже во взрослом возрасте (бывает и такое). Зато, когда научился, меня было уже не остановить.
Я легко перемещаюсь на велосипеде в общем потоке автомобилей (и, кстати, чту ПДД).
Я ходил в велопоходы (150 км в день на гружёном велосипеде вообще не проблема).
Я работал велокурьером (лучший способ монетизации этого увлечения).
Я могу собрать, разобрать и обслужить практически любой велосипед (даже те узлы и механизмы, с которыми я не сталкивался на практике, знакомы мне на уровне теории).
И, конечно, я знаком с таким явлением как "велосообщество". Есть большие велофорумы, есть много местных велоклубов по городам. Люди общаются в сети, организуют совместные поездки. Делают совместные закупки на иностранных сайтах, чтобы сэкономить на доставке. Делятся опытом по обслуживанию и ремонту.
Как здорово, да? Велосипед это и так сплошная польза для здоровья (спойлер - не всё так однозначно). А ещё увлечение велосипедом имеет большой социальный эффект, так получается?
За годы нахождения внутри "велобратства" я должен кое-что признать. К сожалению, это сообщество в значительной мере пропитано высокомерием и чувством собственного превосходства по отношению и к "своим", и к "чужим". Я выделил основные моменты, где это проявляется.
1. Моральная "глухота" друг к другу
В интернете я тысячи раз видел просьбы новичков помочь разобраться с какой-то проблемой. И первые несколько десятков ответов всегда будут не по теме самого вопроса. "Купи себе нормальный велосипед", "проще оторвать и выкинуть", "а ты что хотел за эти деньги?" и тому подобное.
Чужие просьбы о помощи нередко воспринимаются как повод похвалиться, "а у меня таких проблем нет". Зачем ты тогда пишешь, если нет?
Однажды я неудачно попал колесом в ливнёвку и пробил колесо. В местной группе велолюбителей я спросил совета: в какое госучреждение обратиться за решением этой проблемы? Там надо-то просто приварить поперёк решётки металлическую полосу и проблема решена. Я мог и сам поискать, но понадеялся на коллективный разум и, возможно, чей-то опыт.
Зря. Я получил советы научиться перепрыгивать решётки, ездить другой дорогой, купить фэтбайк... Кто-то, не скрывая, стал шутить и ёрничать. Такое вот "братство". Даже если адекватного ответа на мой вопрос не было, к чему были все эти упражнения в остроумии?
2. Презрение к другим участникам движения
Я не понимаю причин нелюбви велосипедистов к водителям машин. Есть какое-то устойчивое мнение, что водители нас ненавидят, всегда стремятся проехать максимально впритирку, оглушить гудком, чуть ли не сбить нарочно.
Мой опыт совершенно другой. Я знаю, что водители побаиваются последствий возможного ДТП с велосипедистом. Они не то, чтобы любят меня, им было бы лучше, если бы меня на дороге не было. Но, раз уж я есть, они это учитывают. Я почти не встречаю от них хамства и сам стараюсь быть в ответ заметным и предсказуемым. И все мы спокойно доезжаем куда нам надо - и водители на авто, и я на велике.
В предыдущем абзаце я выделил слово "почти". Несколько раз, конечно, я натыкался на автохамов. И даже был в двух небольших ДТП. Но мне хватает ума понимать, что такие люди не охотятся отдельно за велолюбителями. Тот, кто не пропустит велосипед или не посмотрит в зеркала прежде, чем открыть дверь, одинаково опасен для всех: и пешеходов, и велосипедистов, и других автомобилистов. Он берутся из общей "кучи", никакой отдельной ненависти к велосипедистам не существует. По крайней мере, я в неё не верю. Зато в неё почему-то верят большинство велофорумчан.
3. Самообман насчёт своей особой роли
Велолюбитель, как правило, любуется собой. Мало того, что он заботится о своём собственном здоровье, он ещё и делает много пользы для окружающей среды. Все видели эти картинки на тему "Велосипедист - бедствие для экономики", я уже даже писал об этом отдельно. И бензин он не покупает, и не болеет...
Пропаганде велосипеда надо отдать должное. Она нередко выдёргивает людей из малоподвижного образа жизни на свежий воздух. Это правда и это хорошо.
Но, чем сильнее человек втягивается, тем большему риску он начинает подвергать своё здоровье. Высокая нагрузка на коленные суставы, а, при неправильной посадке, ещё и на таз и на позвоночник. Ассиметричная работа многих мышц - даже и у меня квадрицепс бедра, например, огромный, а бицепс бедра - так себе. Решается это установкой контактных педалей и постановкой кругового педалирования, да... походами в спортзал... Но похоже это всё ещё на беззаботную езду с "автоматической" заботой о здоровье?
Про окружающую среду тоже интересно. Да, велосипед не выделяет выхлопных газов (разве что, сам велосипедист), но как насчёт велосипедной промышленности? Насколько экологично производство алюминиевых рам? Бесконечных пластиковых аксессуаров, всех этих бутылочек, щитков, сумочек на руль? Ещё, желательно, дешёвых - а, значит, из дешёвых материалов, иногда и токсичных. А когда порвутся/сломаются, мы купим новые, а старые отправятся на помойку. В большую общую кучу мусора, отравляющую нашу планету, велосипедисты исправно вносят свой вклад.
Если Вы - велолюбитель и не узнали себя в моей заметке, то это прекрасно. Да, вы вряд ли согласитесь со мной. Но я имею право на своё мнение, а, если оно ошибочное - то тем лучше. Я буду рад оказаться неправ в том, что написано выше.
Другие заметки по велосипедной тематике на моём канале - по тегу #велообезьяна Нет-нет, а напишу что-нибудь, иной раз. Буду рад мнениям и комментариям.