Не забудьте подписаться.
Приветствую на своем канале! Вашему вниманию предлагаю статью, которая позволит разобраться в том, какие именно речевые нарушения встречаются у детей и как их дифференцировать друг от друга.
Начнем разбираться с нарушений произносительной стороны речи. К таким нарушениям относятся: дислалия, дизартрия, ринолалия.
ДИСЛАЛИЯ – это нарушение произносительной стороны речи при сохранном слухе и интеллекте, т.е. проявляющееся только в неправильном произношении звуков речи. Данное нарушение не носит органический характер и является одним из самых распространенных.
По этиологии (причинам и условиям возникновения) принято делить дислалию на механическую и функциональную.
Механическая дислалия обусловлена неправильным развитием артикуляционного аппарата:
- укороченная уздечка языка (подъязычная связка);
- дефекты строения челюстей, ведущие к аномалии прикуса (прогнатия, прогения, открытый прикус, боковой открытый прикус);
- неправильное строение зубов, зубного ряда (зубы излишне крупные, неровные, с большими расщелинами и т.д.);
- неправильное строение нёба (слишком высокое «готическое» или низкое, плоское);
- нарушения в строении губ (излишне толстые, с отвислой нижней губой, малоподвижная укороченная верхняя губа и т.п.).
При функциональной дислалии нет нарушений в строении артикуляционного аппарата. К основным причинам ее возникновения относятся:
- Неправильное речевое воспитание в семье. Нередко взрослые, взаимодействуя с малышом, «сюсюкают». В результате у ребенка задерживается формирование правильного произношения звуков речи.
- Двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок переносит особенности произношения одного языка на другой.
- Подражание речи окружающих. Ребенок может подражать неправильной речи, как взрослого человека, так и детей младше себя.
- Педагогическая запущенность. В этом случае взрослые не обращают внимание на развитие речи ребенка, не пытаются исправить его произношение, не дают ему образец правильного звукопроизношения, т.е. не подвергают ребенка необходимому контролю и воздействию, тормозя нормальное развитие произносительных навыков.
- Недоразвитие фонематических процессов. Ребенок затрудняется в дифференциации звуков по их тонким акустическим признакам (шипящие и свистящие, твердые и мягкие, звонкие и глухие), что приводит к смешениям этих звуков в речи. Если вовремя не скорректировать данные нарушения, это может привести к расстройствам чтения и письма в дальнейшем.
ДИЗАРТРИЯ– это нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (темп речи, тембр голоса, силы голоса, интонационная окраска речи и выразительность), которые обусловлены нарушением иннервации (обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой, далее ЦНС) мышц артикуляционного аппарата.
Это речевое нарушение органического характера, то есть обусловлено поражениями ЦНС, поэтому для дизартрии характерно наличие целого комплекса неврологических симптомов, к которым относятся как речевые симптомы, так и неречевые симптомы (нарушение общей и мелкой моторики, координации, объема и амплитуды движений, ориентации в пространстве и во времени, эмоционально-волевой сферы – раздражительность, упрямство, быстрая истощаемость ЦНС).
По степени дизартрия делится на: анартрию - самая тяжёлая степень (практически полное отсутствие речи); дизартрию; стёртую форму дизартрии, дизартрический компонент, минимальные проявления дизартрии (имеет место у детей с нормой психического и физического развития).
Причинами возникновения дизартрии могут быть: асфиксии (удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови); использование родовспомогательных средств (вакуум, щипцы); резус-конфликт; перенесённые нейроэнфекции матерью и ребёнком до 1 года; поствакцинальный меннингоэнцефалит (возникает в результате вакцинации АКДС); черепно-мозговые травмы в раннем возрасте; гипоксия плода.
РИНОЛАЛИЯ (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличить ринолалию от дислалии. При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии: закрытая, открытая, смешанная.
Закрытая ринолалия обусловлена направленностью речевого выдоха только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м', н' и тембр голоса.
Открытая ринолалия - патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель или при механических дефектах твердого и мягкого нёба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.
Смешанная ринолалия — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса - гнусавость).
Наиболее распространенной формой ринолалии является органическая (механическая) открытая ринолалия, возникающая при врожденном дефекте твердого и мягкого неба – РАСЩЕЛИНЕ. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития. Встречаются следующие виды расщелин: расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка; расщелины твердого и мягкого нёба; подслизистые (сумбукозные) расщелины нёба. При расщелинах губы и нёба все звуки приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо нарушает внятность речи.
Дифференциальные симптомы нарушений произносительной стороны речи:
Артикуляционная моторика: в отличие от дизартрии, при дислалии и ринолалии не будет девиации (отклонение языка от средней линии), тремора, гиперкинезов (непроизвольные движения, возникающие внезапно), гиперсаливации (слюнотечение).
Дыхание: при дислалии – дыхание в норме,
при ринолалии нарушено направление воздушной струи, поэтому дыхание ослаблено;
при дизартрии – речевое дыхание сформировано недостаточно, поверхностное, ритм недостаточно устойчив, легко нарушается, речевой выдох более короткий, чем вдох, сила выдоха недостаточна.
Просодика: при дислалии – норма;
при дизартрии – встречаются недостаточность голосовых модуляций и гнусавость;
при ринолалии – ярко выраженный назализованный оттенок (гнусавость).
Звукопроизношение: при дислалии – звуки отсутствуют или заменяются;
при дизартрии – звуки отсутствуют или искажены;
при ринолалии – звуки искажаются иным образом из-за расщелин, новообразований и назализованного оттенка.
Таким образом, мы рассмотрели, какие бывают нарушения произносительной стороны речи, их особенности и различия.
Другие мои статьи по теме можете прочитать по ссылке: #не норма речи
Спасибо за прочтение! Не забудьте подписаться на мой канал.
ПМПК. А подходит ли АООП для ребенка?
Логопед? Зачем? Он же только звуки исправляет!