Как распознать, что компьютерные игрушки или переписка в социальных сетях занимает слишком много времени вашего ребенка и какие симптомы об этом свидетельствуют?
Без гаджетов в наше время никуда. Брюзжание родителей о том, что в детстве они проводили больше времени на улице, а не торчали сутки напролет в мобильных устройствах, говорит не об их любви к природе и игре в бадминтон, а о том, что в пору их детства таких возможностей просто не было.
Современные технологии делают доступной массу информации и позволяют сделать процесс обучения захватывающим. Однако есть и другая сторона медали. Роспотребнадзор приводит данные гигиенических исследований, согласно которым от 30 до 50% школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни.
В эпоху цифровых технологий, связанных с обучением, работой и досугом, существенно повышается нагрузка на орган зрения как в школе, так и вне ее пределов.
Высокая нагрузка субъективно проявляется:
- жалобами на покраснение и сухость глаз,
- расплывчатостью и нечеткостью зрения при взгляде вдаль,
- болями в шее, плечевом поясе
- головной болью.
Появление любого из этих симптомов у детей должно насторожить родителей и быть основанием для обращения за медицинской консультацией.
В качестве мер профилактики рекомендуется рациональное дозирование времени работы с электронными средствами обучения и гаджетами. Рекомендуется также ежедневное выполнение гимнастики для глаз.
Рабочее место ученика должно отвечать оптимальным условиям для выполнения зрительной работы:
- быть удобным,
- иметь левостороннее освещение,
- расстояние от монитора до органа зрения не менее 70 см, от рабочей поверхности до органа зрения не менее 25 см.
Сколько времени может проводить ребенок за работой с электронными средствами обучения?
При использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет 5-7 минут, для учащихся 1-4- х классов – 10 минут, для 5-9- х классов – 15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать:
- для интерактивной доски - для 1-3 классов – 20 минут, для 4-11 классов – 30 минут;
- для интерактивной панели - для 1-3 классов – 10 минут, для 4 класса – 15 минут, для 5-6 классов - 20 минут, а для 7-11 классов – 25 минут;
- для персонального компьютера и ноутбука - для 1-2 классов – 20 минут, для 3-4 классов – 25 минут, для 5-9 классов - 30 минут, а для 10-11 классов – 35 минут;
- для планшета - для 1-2 классов – 10 минут, для 3-4 классов – 15 минут, для 5-9 классов - 20 минут, а для 10-11 классов – 20 минут.
Суммарная ежедневная продолжительность использования электронных средств обучения в школе и дома не должна превышать:
- для интерактивной доски - для 1-3 классов – 80 минут, для 4 класса – 90 минут, для 5-9 классов – 100 минут, для 10-11 классов – 120 минут;
- для интерактивной панели - для 1-3 классов – 30 минут, для 4 класса – 45 минут, для 5-6 классов - 80 минут, а для 7-11 классов – 100 минут;
- для персонального компьютера и ноутбука - для 1-2 классов – 40 минут в школе и 80 минут дома, для 3-4 классов – 50 минут в школе и 90 минут дома, для 5-9 классов - 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10-11 классов – 70 минут в школе и 170 минут дома;
- для планшета - для 1-2 классов – 30 минут в школе и 80 минут дома, для 3-4 классов – 45 минут в школе и 90 минут дома, для 5-9 классов - 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10-11 классов – 80 минут в школе и 150 минут дома.
Важно: Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.