Когда я еще работала в школе, а это было около 16-ти лет назад, отдел образования нашего города объявил конкурс среди учителей на знание казахского языка. Участники обязательно должны были быть не носителями казахского языка, то есть русскими, в основном.
Директриса вызвала меня в свой кабинет и озвучила своё желание видеть меня участницей этого конкурса. Отказаться мне, в то время 25-летнему молодому специалисту, всё равно, что стать врагом народа. Ко мне приставили куратора по подготовке, молодую учительницу казахского языка в русских школах. С ней мы быстро нашли общий язык и дружно занялись обсуждением условий конкурса.
Кстати, я не умею бегло говорить на казахском языке. НО хорошо и без акцента читаю, понимаю простейшие вопросы и могу на них ответить, неплохо знаю грамматику языка. А это уже немало.
Условия конкурса:
1. Предоставить рассказ на тему, которая попадется тебе в жребии. Темы: "Моя семья", "Моя профессия ", "Моё увлечение" и всё в таком духе. В моём случае, мы с моей наставницей составили тексты и перевели их на казахский язык. А потом я все эти 5 или 6 текстов просто зубрила. Каждый вечер, перед сном я бубнила фразы про себя и вслух, а муж скептически поглядывал на меня, как бы говоря: "Ну-ну, посмотрим, что из этого получится".
2. Ответить на вопросы жюри. Здесь дело обстояло посложнее, потому что невозможно выучить все ответы на вопросы, тем более, когда не знаешь заранее, о чем эти вопросы будут. Но Айгуль (наставница) дрессировала меня, как могла)). А я. как могла, повторяла, повторяла и повторяла.
3. Несколько заданий по грамматике. Здесь достаточно разбираться в основных законах языка: законе сингармонизма, законе притяжательности, выучить падежи и окончания, формы глаголов. Всего-то, ерунда! Выучим!
4. Рассказать стихотворение на казахском языке. Тут вообще не было проблем. У меня в памяти на всю жизнь запечатлелось ещё со школьной скамьи стихотворение Абая Кунанбаева "Горные вершины", естественно на казахском языке. Хоть ночью меня сейчас разбуди, и я расскажу это стихотворение.
5. И последнее задание. как оказалось предназначалось для 2-х человек, которые выйдут в финал. Но мы этого не знали, и потому Айгуль меня озадачила зубрежкой 45-ти казахских пословиц и поговорок. Она сказала так: "Чем больше, Саша, ты знаешь, тем лучше!" Здесь не поспоришь.
Настал день конкурса. В этот день меня освободили от всех уроков, я надела свою самую лучшую блузку и юбку и с группой поддержки не менее 10 человек отправилась в школу, в которой должно было происходить это действие.
Волнение охватило меня ещё на пороге школы, но с подводной лодки деваться некуда, да и свою школу и коллектив подводить нельзя. Так что "Вперёд, на мины!".
Участников было около 10-12-ти, от каждой школы по одной учительнице. Мужчин среди конкурсантов не было, да оно и понятно. В школах всегда дефицит с мужским полом.
Началось само мероприятие. Я каким-то чудом, или не чудом, а благодаря своей памяти и зубрёжке дошла до финала. Почти все участники в процессе конкурса отсеялись. И в результате в финале оказалась я и хорошо знакомая мне учительница из гимназии, по-национальности татарка. И я была осведомлена своими коллегами о том, что она говорит по-казахски. А где справедливость? А не нужно её искать, только нервы испортишь.
В финале мы с соперницей (если это слово уместно здесь) по очереди называли по одной пословице или поговорке. У кого закончатся в словарном запасе пословицы, тот и проиграл.
Закончились пословицы у учительницы из гимназии, у меня же в запасе оставалось ещё 2 или 3. Кстати, каждая из нас назвала около 30 пословиц, итого 60. Повторяться нельзя было. Одну из выученных 45-ти пословиц я до сих пор помню, но напечатать, к сожалению, не могу. Нет в ноутбуке шрифта с казахским алфавитом. Кстати, казахский язык очень богат мудрыми выражениями и высказываниями. Впрочем, как и любой другой язык.
И вот свершилось! Я заняла 1 место! В конкурсе на знание казахского языка!
Для меня это было настолько неожиданно, сколько и ожидаемо. Потому что всем было очевидно, что готовилась я к этому конкурсу основательно, и произношение у меня отличное. Чего не скажешь о некоторых других участницах.
Подарили мне на память грамоту! И всё! Это был далёкий 2005-ый год.
А также я получила в подарок восхищённые взгляды и возгласы всех своих коллег, особенно казахской национальности. Почему? Потому что, во-первых, это было огромный плюс для рейтинга нашей школы, во-вторых, всем известно, как относятся к русскому человеку, говорящему на казахском языке, казахи.
Все мои коллеги. которые ещё не ушли домой, быстренько скинулись деньгами. Наш трудовик побежал в магазин. Очень быстро организовалось в столовой чаепитие и шампанскопитие. В этот час своего триумфа я услышала от коллег и, самое главное, от директора школы, столько теплых слов и поздравлений. Было очень и очень приятно! Меня, если можно так сказать, чуть на руках не носили. Это я сейчас, спустя много лет, отдаю себе отчёт в том, что тот день был для меня хотя и трудным, но счастливым. Но тогда, 16 лет назад, я с трудом осознавала случившееся! "Неужели это я? Неужели все эти дифирамбы в мою честь?!" - задавала мысленно я себе вопросы.
Есть такая современная молодёжная песня, в которой рефреном звучат слова: "То самое чувство, когда ты круче всех!" Я и была в тот день круче всех! Без ложной скромности!
С теплом вспоминаю эти и некоторые другие моменты своей работы в школе! Именно школа сделала меня такой, какая я есть. И я сейчас с вами, мои друзья!
Почему я до сих пор живу в Казахстане. Честно и открыто!
Работать учителем - это профессия или школа выживания?! Почему я ушла из школы.
Как мы, русские, живём в Казахстане! Мифы и правда!