Найти тему
Московские Новости

Уйдут ли Google и Facebook из России

Оглавление

В России собираются «приземлять» иностранные технологические компании. Тех, кто не выполнит новые требования, могут изгнать с рынка. Суд уже рассматривает возможное нарушение правил со стороны Google, за что компании может грозит штраф до 6 млн рублей. Для чего разработали новые правила? Чем это может обернуться для пользователей? И почему технологических гигантов начинают преследовать по всему миру?

1 июля Владимир Путин подписал законопроект «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации». Разработанный группой депутатов под руководством Александра Хинштейна акт также известен как «закон о приземлении».

Проект может сильно изменить положение технологических компаний в России. Новые правила будут определять работу всех иностранных цифровых компаний, но, как отметил сам Хинштейн, в первую очередь они затронут крупнейшие сервисы. В их число входят социальные сети Facebook, Instagram, Tiktok и Twitter, видеохостинги YouTube и Twitch.tv, мессенджеры Whatsapp, Telegram и Viber, почтовый сервис Gmail, поисковики Google и Bing.com, провайдеры хостинга Amazon, Digital Ocean, Cloudflare и Godaddy, онлайн-магазины Aliexpress.com, Ikea.com и Iherb.com, а также Wikipedia и Steam.

Авторы проекта заявляют, что их основная задача — заставить сервисы соблюдать российские законы и уравнять в правах иностранные и российские компании. В то же время эксперты опасаются, что закон может навредить российским компаниям.

Схожие законы принимают и в других странах, где правительства тоже озабочены чрезмерно сильным положением технологических гигантов. Это может привести к серьезным переменам в интернете и на рынке технологий в целом.

Кого, как и зачем «приземляют»

Фактически законопроект обязывает иностранные сервисы открывать представительства или филиалы в России. Эти подразделения должны быть подотчетны российским законам и исполнять распоряжения российских регуляторов. Также компании будут обязаны зарегистрировать личный кабинет для работы с госорганами на сайте Роскомнадзора и разместить на своих платформах электронную форму для обращений российских граждан и организаций.

Выполнившие эти требования компании будут считаться «приземленными».

Если же иностранная компания не исполняет требования в установленные сроки, регуляторы смогут принять меры. Закон позволяет частично или полностью блокировать сервисы. Также на сайте появится предупреждение о нарушении российского законодательства, а компании будет запрещено рекламировать сервис или размещать на нем рекламу, получать платежи из России, а также собирать и передавать за границу любые пользовательские данные.

Эти запреты могут серьезно помешать работе сервисов. При этом если первые два бьют напрямую по прибылям компаний, то третий мешает развитию их технологий. Ведь именно пользовательские данные позволяют совершенствовать алгоритмы, развивать нейросети, улучшать рекомендации и т.д.

Открывать представительства или филиалы придется не всем иностранным компаниям, а только тем, чьи сервисы пользуются большим спросом в России. Авторы проекта предлагают следующий способ определения таких сервисов: на сайты будут установлены счетчики, которые будут передавать данные Роскомнадзору. Эти счетчики станут фиксировать количество пользователей платформы из России.

Если сервисом пользуются менее 500 тысяч россиян в день, ему необязательно выполнять новые требования. В обратном случае компании придется «приземлиться».

Помимо владельцев самих сервисов, действие закона будет распространяться и на провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в интернете.

Комментируя цели проекта, Хинштейн заявил, что иностранные компании часто пользуются своим особенным положением и игнорируют российские законы: публикуют запрещенную информацию, отказываются работать с регуляторами, неправильно собирают и хранят данные и т.д. Это лишь усиливает их монополию на рынке, ведь российские сервисы вынуждены работать по другим правилам.

У некоторых иностранных технологических компаний есть офисы в России. К примеру, в Москве работает офис Google, а у Twitter до недавнего времени был официальный российский представитель. Но это отдельные юридические лица, которые не несут ответственности за его работу. Это серьезно усложняет не только контроль над сервисами, но и практически любые взаимодействия c регуляторами.

-2

Также у госорганов не хватает эффективных законных методов давления на иностранные компании, которые нарушают российские законы. Обычные практики вроде штрафов не особенно эффективны. Если для небольшого российского сервиса штраф в 2 или 3 млн рублей может стать серьезным ударом, то для Google это сравнительно незначительная сумма. Компания справляется и с куда более серьезными наказаниями.

К примеру, 25 мая мировой суд Таганского района Москвы оштрафовал Google на 6 млн рублей за неудаление запрещенного контента. Полторы недели спустя компания получила штраф в €220 млн во Франции за злоупотребление монопольным положением в цифровой рекламе. Только за первый квартал 2021 года Google заработала$55,3 млрд.

Также депутаты недовольны уклонением иностранных компаний от налогов. Как объяснил представитель Ассоциации юристов России Александр Журавлев, из-за отсутствия полноценных российских представительств проверить их бухгалтерию практически невозможно. Приставы даже не могут наложить арест на их имущество.

Закон о «приземлении» должен дать регуляторам более эффективные инструменты контроля. Сам Хинштейн выразил надежду, «что государству не придется применить ни одной из этих «мер понуждения», а ИТ-гиганты без труда выполнят условия «приземления».

Где еще ограничивают свободу технологических гигантов

Все упомянутые Хинштейном компании, которых точно затронет закон, объединяет один факт — они базируются в США. Американские технологические компании уже давно пользуются монопольными положением. Злоупотребления особенно часто встречаются в работе компаний, которые контролируют большие платформы, на которых их продукты конкурируют с другими. Google, Amazon и Apple не раз обвиняли в нечестной конкуренции и агрессивном навязывании своих сервисов.

-3

Также корпорации раздражают политиков активным уклонением от налогов. Согласно исследованию Fair Tax Foundation, шесть крупнейших компаний Силиконовой долины недоплатили около $149 млрд правительствам по всему миру.

«Большие Техи» обходят законы не только в России. Поэтому дополнительные правила к их работе принимают и в других странах.

Внимание к иностранным технологическим компаниям уже давно проявляют в Европе. В 2018 году было принято «Постановление ЕС о защите конфиденциальности в секторе электронных средств связи». Оно существенно ограничивает возможности компаний по сбору данных.

Постановление особенно жестко регулирует использование cookie-файлов, которые записывают активность пользователей на сайте. Требовать их установки от европейских пользователей сервисы могут, только если они необходимы для безопасности платформы или если пользователь дал согласие.

При этом у пользователя должна быть возможность расторгнуть соглашение с сайтом. Напоминать ему об этом должны каждые 6 месяцев.

В то же время активизировались европейские антимонопольные расследования на рынке технологий. В 2018 году Google получила рекордный штраф в $5 млрд. Европейская комиссия установила, что компания злоупотребляла доминирующим положением на рынке приложений для Android и продвигала свои сервисы за счет других.

После этого Google получила еще несколько штрафов в Европе. Всего из-за наказаний европейских регуляторов компания потеряла почти $10 млрд.

Только за последний месяц в ЕС открыли два антимонопольных расследования: одно против Google и одно против Apple. Обвинения Amazon европейские регуляторы предъявили еще в ноябре.

Самым серьезным ударом по позициям американских корпораций в ЕС может стать «Акт о цифровых услугах». Предложенный Еврокомиссии в конце 2020 года законопроект меняет самые разные сферы рынка.

Законодатели хотят ужесточить ответственность компаний за контент на их платформе. Социальные сети и другие открытые площадки все еще не будут нести прямой ответственности за размещение нелегального контента. Но как только на контент пожалуются, модераторы должны будут его быстро удалить. Также сервисам придется раскрыть свои алгоритмы по управлению контентом и правила модерации.

Еще акт затронет сбор личной информации и таргетинг. Компании смогут собирать только ограниченный самими пользователями набор категорий данных. Рекламодатели тоже смогут предлагать лишь определенные продукты и услуги.

Также законодатели собираются жестко контролировать качество продаваемых в сети товаров и следить за равным доступом разных компаний к платформам сбыта.

Эксперты отмечают, что законопроект может полностью поменять цифровые сервисы в ЕС, причем не в пользу корпораций.

Объясняя цели своего законопроекта, Хинштейн не раз ссылался на опыт Турции. Там свободы иностранных компаний действительно серьезно ограничили.

В Турции действует закон «Об Интернете», по содержанию схожий с законом о «приземлении». Работающие в этой стране крупные иностранные сервисы обязаны предоставлять услуги через местного представителя, хранить пользовательские данные в Турции и быстро удалять любой контент по требованию властей.

Также технологические компании обязаны платить налог на цифровые услуги. 7,5% от прибыли, полученной в Турции, обязаны платить все компании, чьи доходы превышают 20 млн турецких лир (≈166 млн рублей).

Помимо этого, после неудавшегося государственного переворота в 2016 году турецкие власти имеют право потребовать у цифровых платформ доступ к личным данным пользователей и к любой частной переписке.

Даже в США технологическим корпорациям приходится нелегко. О негативном влиянии крупнейших сервисов на американскую экономику и общество говорят уже давно. Руководителям Facebook, Google, Twitter и Apple уже пришлось давать показания перед Конгрессом. А новая администрация Джо Байдена может уже в ближайшее время усилить давление на корпорации.

-4

Особенно угрожающими для больших компаний выглядят последние назначения. В мае Федеральную торговую комиссию, которая защищает права потребителей и следит за честной конкуренцией на рынках, возглавила Лина Хан. 32-летняя профессор известнанепримиримой критикой монополий на рынке технологий. Ее коллега Тимоти Ву разделяет ее взгляды и выступает за активное вмешательство властей в рынок технологий. Он получил место в Национальном экономическом совете, где будет работать с президентом.

Аналитики считают, что такой выбор кадров может означать одно: в Белом доме готовятся серьезно ограничить свободу технологических гигантов.

Их догадки подтверждает недавно анонсированный законопроект от Палаты представителей. Он может изменить рынок технологий не только в США, но и во всем мире.

Законопроект запрещает компаниям, которые владеют платформами для продажи товаров или услуг, владеть подразделениями, которые продают свои продукты на той же платформе. Также компаниям запрещается продвигать на своих платформах собственные продукты. Таким образом, если закон будет принят, корпорациям придется отказаться от всех продуктов под своей маркой и от продуктов дочерних компаний. Apple не сможет продавать в AppStore свои приложения, Amazon не сможет продавать свои устройства на своем маркетплейсе, Google не сможет рекомендовать контент с YouTube и т.д.

Единственная альтернатива закрытию платформы или подразделений — разделение компании на несколько частей. Независимость новых бизнесов будут проверять регуляторы.

К чему может привести «приземление»

Серьезный настрой российских властей в отношении иностранных технологических компаний показывает недавнее замедление работы Twitter. Новые санкции могут затронуть и другие популярные платформы: Роскомнадзор уже пригрозил замедлить Facebook и YouTube.

В теории законопроект должен предотвратить подобные конфликты. Но он может и создать новые проблемы.

К примеру, новые правила могут сделать «Википедию» иностранным агентом. Исполнительный директор партнерства «Викимедиа РУ» Станислав Козловский объяснил, что открытие официального российского представительства энциклопедии вызовет серьезные проблемы.

«Википедия» — это некоммерческая организация, которая работает благодаря пожертвованиям пользователей. Многие из этих пожертвований приходят из-за рубежа. К тому же контент на платформе размещают пользователи. Значительная часть этого контента связана с политикой.

Козловский опасается, что из-за этого «Википедию» признают инагентом. Это может помешать работе сервиса или даже привести к блокировке.

-5

Помимо блокировок популярных сервисов, закон о «приземлении» может создать проблемы для бизнеса. Особенно большие риски связаны с хостингом.

По приблизительным оценкам, в конце 2020 года около трети всех сайтов в мире работали на серверах Amazon, 17,6% — на серверах Azure, 6% — на серверах Google Cloud. Многие из этих сайтов принадлежат российским компаниям.

Amazon и Google точно попадут под действие нового закона. Если компании не смогут или не захотят исполнить требования регуляторов, им придется уйти из России. Следовательно, компаниям придется срочно переносить свои онлайн-ресурсы на другие серверы. Даже если у них это получится, процесс потребует немало времени и средств.

Это лишь одна из многих проблем, с которой могут столкнуться пользователи и компании, если крупнейшие технологические компании уйдут с российского рынка. Но закон о «приземлении» — только часть глобального тренда по ограничению корпораций, который лишь ускоряется со временем.

Поэтому международный цифровой рынок может измениться совсем скоро вне зависимости от Александра Хинштейна и его коллег.