Чем больше я наблюдаю за деятельностью борцов за социальную справедливость (social justice warriors, SJW, СЖВ), тем больше убеждаюсь, что они вышли далеко за рамки, негласно установленные феминистками начала XX в. и их последователями. Борьба за тотальное равноправие и diversity, развернувшаяся в западном мире, давно приобрела характер аутоиммунного заболевания — той болезни, когда организм уничтожает собственные ткани, критически необходимые для его существования.
Связано это с несколькими особенностями:
- Борьба за равноправие настойчиво стремится из социокультурного поля (где она уместна) в сферу биологического (где она не только нелепа, но и опасна). Пример: исследования в области гендера, когда-то необычайно полезные и интересные, благодаря отсутствию каких-либо сдержек и противовесов обернулись тем, что пол стал восприниматься чуть ли не как сиюминутная прихоть.
- Когда-то стремившаяся к реальному социальному равенству, эта борьба превратилась в новый шовинизм, то есть в унижение и уничижение "подавляющих сил". Пример: радикальные феминистки всё чаще борятся не за права женщин, а за ущемление мужчин (при этом совершенно инфантильно заявляя, что "обратного сексизма" не существует. Ещё как существует).
- Движение за равноправие и diversity окончательно превратилось в религию XXI в. со всеми её артибутами: пантеоном (LGBTQIA2S+ бодипозитивные персоны, свободные выбирать цвет кожи, пол, возраст и т.д.), нетерпимостью к инакомыслящим (чего стоит так называемая "культура отмены", cancel culture), миссионерством, фанатиками, теологами и, конечно же, религиозным экстазом истинного борца за социальную справедливость.
Немаловажно то, что это движение чрезвычайно популярно в среде неформальной молодёжи. Она, к слову, существовала всегда: в каждом поколении есть "не такие как все", стремящиеся всеми способами выплеснуть свой подростковый бунт. Когда-то это были хиппи, когда-то — готы, эмо и панки, а сегодня — радфемки с зелёными волосами и волосатыми подмышками. Пройдут годы, и неформальная молодёжь выберет себе другой формат развлечений.
Чём опасно движение за равенство и diversity?
Прежде всего оно опасно своим тоталитарным стремлением "освободить" каждую сферу жизни человека, от элементарных физиологических реакций до проблем экзистенции. Под свободой понимается прежде всего свобода выбора вопреки существующим биологическим, психологическим и философским рамкам.
Так, LGBTQIA2S+ активисты утверждают, что человек волен сам выбирать свою гендерную принадлежность. Если женщина ощущает себя мужчиной, значит, учат нас СЖВ, её надо называть мужчиной и обращаться к ней местоимением "он". Не имеет никакого значения, что у этой персоны есть функционирующие женские половые органы — это совсем не делает её женщиной. Просто она мужчина, который менструирует, говорят активисты. А раз она мужчина, то имеет полное право ходить в мужской туалет и пользоваться мужской раздевалкой. В ком-то говорит стыд? Какие-то мужчины стесняются обнажаться в присутствии биологической женщины? Так это их проблема — в них говорит "нездоровый патриархат", от которого их надо исцелять (и вообще надо не на соседей по раздевалке заглядываться, а переодеваться).
Сторонники боди-позитивизма также не сдают позиций. Как известно, изначально это движение было направлено на защиту прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако слоган "каждое тело прекрасно" стал восприниматься уж в слишком широком значении, в результате чего сегодня боди-позитивизм ассоциируется в первую очередь с лишним весом. Персоны, страдающие откровенно морбидным ожирением, считают это совершенно нормальным: нет, говорят они, ничего плохого в лишнем весе. Да что уж там, вес не может быть лишним, потому что каждое тело прекрасно. Если вам что-то не нравится, то это ваши проблемы, говорит боди-активист: вы обязаны уважать мой выбор, вы обязаны перестраивать под моё тело всю городскую инфраструктуру, а что главное, вы обязаны пересмотреть свои эстетические идеалы, чтобы наконец увидеть, как прекрасно моё тело.
Но особенно поразительна радфем риторика, пропитанная навязчивой мыслью о патриархате. Особенность радикального феминизма состоит в том, что он стремится полностью уничтожить мужчину как класс. Всё, что создано или сказано мужчинами, априори порочно и направлено на угнетение женщин. Именно мужчины поставили женщин на каблуки, принудили их надевать платья, носить косметику и сбривать волосы на теле — так утверждают радфеминистки. Женщина — существо идеальное само по себе, и всё, что она делает, достойно лишь восхищения. Однако мужчинам не стоит слишком уж открыто восхищаться деятельность женщин, иначе их обвинят в объективации (когда в человеке видят лишь сексуальный объект), а то и в харассменте — смертном грехе для любой современной феминистки.
Война за необходимые границы
СЖВ борятся вовсе не за социальное равенство, как может показаться на первый взгляд. Они стремятся полностью уничтожить биологические, психологические и философские границы, а если уничтожить не получится, то подвергнуть их защитников остракизму.
Борцы за равенство исходят из трёх неверных предпосылок.
Во-первых, они считают, что свобода — это воля творить всё, что душе угодно (примитивная анархистская точка зрения). Ограничения же они видят как тяжёлые путы, которые нас сковывают и не дают ни нос почесать, ни вздохнуть полной грудью. Однако всё обстоит совсем иначе. Свобода — это коридор возможностей, и как любой другой коридор, у неё есть свои пределы. Свобода так же невозможна без ограничений и запретов, как свет без тьмы и добро без зла. Лишь двигаясь в определённом коридоре, мы можем полностью раскрыть себя как личности. Если же вместо коридора у нас бескрайнее чистое поле, то человек рассеивается, распадается и деградирует, превращаясь в уродливое в культурно-нравственном смысле существо, ничем не отличающееся от дикого животного. Задача социального активизма — бережно расширять этот коридор свободы, а не огульно разрушать его стены. Нужно всегда помнить, что западная цивилизация развивалась в рамках определённых ограничений, а не абы как.
Во-вторых, СЖВ переоценивать силу индивидуального выбора. Этому мы во многом благодарны неолиберализму, что поставил потребительский выбор во главу угла всего здания общественных отношений, и более ранним течениям, согласно которым человек, принимая какое-либо решение, всегда поступает рационально и взвешивает все "за" и "против". Однако по состоянию на сегодня известно, что это совсем не так. Человек — существо иррациональное, далеко не всегда отдающее отчёт своим действиям и значительную часть своей жизни пребывающее в неком полубессознательном состоянии. Мы подвержены силе момента и невероятно восприимчивы к эмоциональным порывам. Это наблюдали ещё в глубокой древности: человек чаще делает то, что приносит ему удовольствие. Он раб своих влечений, а не господин жизни.
В-третьих, по какой-то неведомой причине СЖВ выбрали оскорблённость в качестве чуть ли не главного аргумента своей деятельности. Они считают, что если человек почувствовал себя обиженным и хоть как-то задетым, то этого вполне достаточно для того, чтобы применить к обидчику самые радикальные меры. Увы, всеобщее уважение, причём искреннее, возможно только в больных фантазиях и кошмарных снах, поскольку оно возможно только в обществе, где все люди без исключения живут в одном и том же символьном пространстве. Они должны думать одинаково, выглядеть одинаково, носить одну и ту же одежду — все должны быть как на подбор. Это, простите, уже тоталитаризм и антиутопия в духе Оруэлла. Парадоксально, но СЖВ, сражаясь за diversity и стремясь усилить многообразие, создают все предпосылки для межличностных конфликтов, обид и уязвлённости.
В результате получается очень удобная система. Все признают существование неких границ. Если я защищаю эти границы, то СЖВ воспринимают это за свой счёт и оскорбляются, поскольку своей точкой зрения я покусился на их право выбора. Почему моя точка зрения их оскорбила? Потому что они против границ вообще: свобода в их представлении — это чистое поле, а не коридор возможностей.
Перспектива СЖВ
Наивно полагать, будто идеология социального активизма и diversity распадётся сама по себе. Напротив, она достигла термодинамической стабильности, и внутри себя будет ещё больше укрепляться. Ситуацию усугубляет религиозный характер этой идеологии: она завлекает обещаниями лучшей жизни, а когда ты попадаешь внутрь неё, то твоя способность критически анализировать информацию полностью парализуется.
Изменений стоит ожидать извне. Рано или поздно общество потеряет интерес к этой теме. Неформальная молодёжь найдёт другие пути самовыражения, когда поймёт, что зелёные волосы и небритые подмышки стали мейнстримом. На место актёров и певчих персонажей, что получили популярность благодаря поддержке этой идеологии, придут другие, зарабатывающие очки эксплуатацией других идей. Однако не стоит надеяться, что радикальный социальный активизм когда-нибудь полностью исчезнет. История идей — это не циклы рождения и смерти, а нарастание чего-то нового поверх не столь актуального, но продолжающего жить старого. Ведь магическое мышление тоже никуда не пропало — просто оно сидит внутри религиозного мышления, оно — внутри философского и т.д., словно матрёшка или луковица.
Послесловие
Наверняка кто-то поймёт меня превратно и скажет, что я против борьбы за права женщин и социальных меньшинств. Выше я писал про коридор возможностей: я за то, чтобы расширять его, а не разрушать. Безусловно, женщины должны иметь те же социальные и политические права, что и мужчины. Безусловно, человек не должен подвергаться политическому или какому-либо иному преследованию за свою сексуальную ориентацию. Безусловно, глянцевые стандарты красоты должны наконец уступить место здоровой эстетике человеческого тела, принципы которой заложены в каждом из нас.
Однако мы не должны уничтожать границы, установленные природой и цивилизацией, в которой мы все живём. Европейская культура существует более 2500 лет благодаря тому, что лучшие её представители умели держать себя в рамках традиции. Перед тем, как разрушить эти рамки, а вместе с ними и всю европейскую культуру, ответьте себе честно: сможете ли вы создать что-то настолько же долговечное и, что главное, настолько же способствующее интеллектуальному и духовному росту человечества?
******
Дополнительные материалы вы можете найти в паблике "Гнозис и разум" в ВК и на моём персональном сайте.
Буду признателен за любую поддержку.
Автор статьи: Павел Шуравин