Найти тему
Снег.TV

Магазины готовятся к рекордному скачку цен. Кто в этом виноват?

Еще советские методы борьбы с ростом цен через их замораживание, по сей день применяемые российским правительством, похоже, не в состоянии уберечь российскую экономику от инфляции.

Ждем только плохого

Согласно последнему ежемесячному опросу ЦБ, инфляционные ожидания российской сферы торговли в мае 2021 года достигли максимума за 18 лет.

Сезонно скорректированный индекс ценовых ожиданий компаний розничной торговли на три месяца вперед составил 47,92% — на столько число респондентов, ожидающих дальнейшего роста цен, превысило число тех, кто ждет стабилизации или замедления инфляции.

Что касается оптовой торговли и обрабатывающей промышленности, то здесь этот же показатель стал рекордным за всю историю данных (с 2002 года) — 42,99% и 33,22% соответственно.

По данным ЦБ, опросившего более 11 тысяч компаний из основных отраслей, суммарно инфляционные ожидания российского бизнеса достигли максимума с 2008 года — 27,63%.

Рост цен в бизнес-сегменте — это инфляция предложения, формируемая за счет роста сырьевых цен и удорожания материалов и комплектующих. Далее рост затрат бизнеса неизбежно переходит на потребителя в виде роста розничных цен. Этой весной темпы развития этих процессов вышли на рекордные уровни за всю историю наблюдений.

По данным Росстата, за май индекс цен производителей почти в шесть раз опережает потребительскую инфляцию — 35,5% против 6% в мае. Предприятия обрабатывающего сектора подняли цены на свою продукцию на 25,5%. На 16,4% дороже стали товары пищевой промышленности, на 34,4% — металлопродукция, на 40,1% взлетели отгрузочные цены в химической промышленности.

Неизбежным следствием этого станет рост уже непосредственно розничных цен. Уже сейчас картофель подорожал более чем вдвое с начала года (+101%), морковь — на 141,8%, капуста — на 80,2%, лук — на 40,1%, курятина — на 15%, баранина — на 12,5%, маргарин — на 11,8%.

Пытаясь обуздать инфляцию, ЦБ делает ставку на дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, уже ставшее самым резким с 2014 года. За три заседания регулятор поднял ключевую ставку на 1,25 процентного пункта, до 5,5% годовых.

Американские корни?

Примечательно, что базовой причиной происходящего сегодня на прилавках российских магазинов являются далеко не российские факторы. Инфляция становится общемировой проблемой, которой мир обязан прежде всего США.

Пренебрежение инфляцией в США держит глобальную экономику на бомбе замедленного действия. Последствия могут быть разрушительными, особенно для самых уязвимых слоев общества. В полной мере почувствовать на себе всю прелесть инфляционного кризиса глобальный мир может уже в течение ближайших одного-двух лет,— считает главный экономист Deutsche Bank Дэвид Фолкертс-Ландау.

Денежные потоки, изливаемые властями развитых стран на их экономики во время пандемии, уже не могут быть «переварены» ими и превращены в добавленную стоимость. Мир буквально тонет в свеженапечатанных деньгах, и последствия этого мы уже наблюдаем везде, вплоть до прилавков продуктовых магазинов.