Фантасмагорический рассказ про голодный 1921 год с путешествиями во времени и пространстве.
Здравствуйте, читатели. Александр Грин - удивительный писатель, в чьем творчестве переплелись реальность, фантазия, романтика и жестокость. Много повидавший, он удивлял даже эксцентричных представителей Серебряного века.
Рассказ "Фанданго" переносит нас в зимний Петербург 1921 года. Александра Каура мучает не только холод, но и голод. Пытаясь согреться, он, насвистывая мелодию фанданго - жаркого испанского танца, чуть ли не бегом в летнем пальто перемещаясь по городу. Встретив бродячую труппу цыган, рассказчик размышляет о... 2021 годе, как раз нашем:
Я видел тех самых бродяг с магическими глазами, каких увидит этот же город в 2021 году, когда наш потомок, одетый в каучук и искусственный шелк, выйдет из кабины воздушного электромотора на площадку алюминиевой воздушной улицы.
Впрочем, направляется он к коллекционеру, где выступает посредником при покупке картины, замечая у продавца еще одну, нечто удивительное - натюрморт в восточном городе, от которого у рассказчика захватывает дух. А далее начинается полная фантастика, то ли порождение горячечного бреда, галлюцинация, вызванная недостатком еды, то ли фантазия.
В "Доме ученых" или КУБУ (ох уж эти аббревиатуры!) раздают пайки. Внезапно появляется испанская делегация во главе с Бам Граном с экзотическими дарами - шелком, морскими раковинами, удивительными гитарами. Но в голодном городе такое ни к чему. Это несъедобно, о чем громогласно возвещает статистик Ершов. Наваждение исчезает, а Каур теряет сознание.
На память ему остается мешочек золотых пиастр. Каур находит путь в загадочный Зурбаган, куда скрылся Бам Гран. В этом ему помогают цыгане, фанданго, странный конус и натюрморт. А уже из той, приятной летней реальности, его выбрасывает под дверь его же квартиры, но уже в 1923 год, где его ждет жена.
Рассказ, где сплелись магический реализм, футуризм и жестокий реализм 20-х. Френк Абигнейл - известный мошенник, которого сыграл Ди Каприо в фильме "Поймай меня если сможешь" в своей автобиографии написал, что выжил в нечеловеческих условиях в тюрьме и не сошел с ума только потому, что имел богатую фантазию и представлял постоянно себя в других условиях. Так же, видимо, поступал и Грин. Потому что выжить, когда смерть ходит следом, и не сойти с ума можно только представляя сытый и красивый Зурбаган.
По поводу же фантазии, что будет в 2021 году угадал Грин только про цыган))) Они остались, а вот электромоторов и воздушных улиц что-то не видно. Про чудеса техники еще в 60-х выпустили занятный диафильм про 2017 год. Вот некоторые кадры (листайте галерею):
Почему-то все фантазировали о чудесах техники. Но события развиваются медленнее, чем предполагалось. И до управления погодой все так же далеко. Может, и к лучшему.