Найти тему
Дискурс

Билет за миллион. Как на ПМЭФ-2021 поминали российскую экономику

Оглавление

Билет на Петербургский экономический форум стоил миллион рублей, а чтобы посетить событие, нужно было отстоять многочасовую очередь за обязательным ПЦР-тестом, который проводили только в одном месте. Ни цена, ни эпидемия не остановила 13 тысяч человек, собравшихся в северной столице в начале июня. Внимание гостей от экономической повестки отвлекали помпезные стенды с портретом Гагарина из 160 тысяч роз, ретро-автомобиль «Победа» на гусеницах и неуместные спикеры: Сбербанк, например, сделал своим лицом тиктокера Даню Милохина.

Публицист Владислав Крамер объясняет, что заставило тысячи людей отдать крупную сумму ради помпезных поминок российской экономики: почему наиболее значимым экономическим событием форума стал бараний бок за 17 тысяч рублей, о чём говорит рост количества одиноких 30-летних участниц, почему юристка с 78-го канала подала на Ксению Собчак в суд, как начинающие бизнесмены пытаются пробиться к красивой жизни, охотясь на инвесторов-коррупционеров, в чём суть крупнейших сделок, заключённых на ПМЭФ, и зачем на самом деле «хранители вентилей» приезжают на форум.

Раз в год из Москвы и регионов на Петербургский международный экономический форум съезжаются мажоры разных мастей и несколько дней шкварят культурную столицу России. В этом году главными гостями события стали пара арабских принцев.

Но вот в чём главный цивилизационный вопрос: какой дар убеждения нужно иметь, чтобы загнать 13 тысяч взрослых половозрелых людей в аэропортовый терминал и заставить в течение трёх суток пафосно ублажать себя и окружающих?

Перед подобными групповыми сношениями принято предъявлять справку об отсутствии болезни, поэтому всех сначала отправили в Центр международной торговли делать ПЦР-тесты на ковид. К этому организаторы подготовились так же, как муниципалитеты готовятся к снегопадам — то есть не продумали. Скопилась многочасовая очередь, в которой участники обменялись вирусом, получили свой отрицательный ПЦР и поехали на «самый свободный от ковида» форум.

Очевидно, что ПМЭФ имеет мало отношения, собственно, к экономике. Только ленивый не подметил, что сколько-нибудь значимой экономической повестки, кроме бараньего бока за 17 тысяч и виски за 900 тысяч рублей в меню, на форуме не было. И не могло быть. Обсуждать на Петербургском экономическом форуме российскую экономику — все равно, что обсуждать поднятие целины на кладбище — только не там.

Поэтому Владимир Владимирович скромно отстрелялся о том, что:

- экономика вернулась на докризисный уровень, на который ранее упала после предыдущего кризиса;

- закончена прокладка первой нити «Северного потока-2», а работа по второй нитке продолжается. Линейная работа целиком, включая морской участок, закончена (ничего не понятно, но очень интересно);

- до 1 октября правительство должно разработать план снижения выбросов в атмосферу к 2050 году до уровня ниже, чем в ЕС (как замеряют уровень выбросов в Европе в 2050 году — не сообщается);

- и что-то ещё о том, как красиво покойная экономика лежит в гробу.

Впрочем, случились и инвестпроекты, которые отбились ещё на стадии проведения форума, — это стенды участников. Гостей отвлекали от экономической повестки «Победой» на гусеницах, портретом Гагарина из 160 тысяч роз, роботами, стильным стендом Генпрокуратуры и так далее. Остальное, конечно же, — простой попил бабла, презентация никому не нужных бизнес-идей и несколько интересных лекций, которые в нормальное время читают в антикафе.

Но что-то должно было заставить людей выложить миллион рублей (что, кстати, вдвое больше, чем во время прошлого форума), чтобы приехать на тусовку в аэропорт и ловить стояки от пластиковой карточки на шее. Обязательно должна быть какая-то фишка, которая позволила организатору форума — «Росконгрессу» — провернуть «последний хапок» на фоне умирающей экономики, собрав по миллиону с рыла за участие в её поминках. Поминали ярко, поминали весело, поминали с девизом «Сгорел сарай, гори и хата» или «Гульнём напоследок».

Важно понимать намёки. Зачем Сбербанк выбрал своим лицом Даню Милохина, который утратил способность выражать мысли раньше, чем успел подсесть на наркотики? Целому залу пришлось смотреть, как больной тик-токер изображает языком не то змею, не то российского чиновника, демонстрирующего лояльность. Так низко российские банки ещё не опускались даже после истории с «директором по работе с молодежью» «Альфа-Банка» Моргенштерном, от которого компания открестилась через месяц из-за дела о пропаганде наркотиков.

Очевидно, что банки, эти гиганты российской огосударствленной экономики, понимают, что происходит, и намекают: «Не приходите сюда. Здесь Милохин. Здесь такое всё». Но, видимо, мигающее неоновое табло со словом «ЖОПА» — это всё ещё слишком тонкий намёк для идущих к успеху буратин, выложивших по миллиону за билетик в чудесную страну. Никто так и не открыл им секрета: сколько-нибудь уважаемые участники — спикеры, лидеры общественного мнения и полукоррумпированные полубизнесмены полугосударственного сектора — допускались бесплатно.

Впрочем, всё, что касается поведения тысячных масс людей, становится удивительно простым, если рассматривать его через две мотивации:

1) где поднять бабла?

2) кому вдуть?

Этого вполне достаточно, чтобы описать цели основных категорий посетителей ПМЭФ.

Категория 1 — деловые женщины лёгкого поведения

Поговорим о статистических показателях. Среди посетителей ПМЭФ, по отношению к прошлым годам, отмечена положительная динамика — рост количества одиноких 30-летних девушек.

Кто-то ехал на ПМЭФ поднять бабла, кто-то — кому-то вдуть. Дуры в деловых костюмах сколотили из этих двух задач бизнес-схему, купили билетик и поехали отбивать вложения в надежде, что к ним подкатит какой-нибудь пьяный «инвестор» из специальных гостей, приехавших бесплатно. Вот оно — тлетворное влияние популярных ныне в России журналистских расследований про стюардесс, внезапно ставших успешными бизнесменками после полёта с каким-нибудь коррупционером.

Увы, нашим форумным дамочкам не так повезло, потому что когда-то у них на руках оказался диплом о высшем образовании и прилагаемое к нему чувство собственной важности (ЧСВ), которое не позволяет носить синюю униформу. Некоторое время им приходилось протрахивать карьеру, что называется, по специальности. Беда в том, что через несколько лет девица зависает на должности какого-нибудь заместителя директора по вопросам персонального обслуживания директора. Также это могут быть пресс-секретарши из администраций, бывшие спортсменки, пристроенные на чиновничью должность, адвокатессы, которые решили проапгрейдить своё социальное положение (пусть вас не вводит в заблуждение статус адвоката, ибо адвокатский статус сегодня в обязательном порядке получает любой малообразованный решала).

Не понимая причину своего головокружительного успеха (не то мозгами, не то другими полушариями), девица ловит частицу бога и подсаживается на философию успеха, накачиваясь мыслями о том, что она достойна большего. Демонический «Росконгресс» об этом знает и обязательно подсунет ей ПМЭФ: «Внимание! Всего 1 миллион за билет. Это пропуск не просто на форум, а в красивую жизнь».

ПМЭФ заменяет деловой женщине лёгкого поведения самолёт с толстым пьяным пыхтящим коррупционером. Форум, в отличие от самолёта, и ей по статусу, и коррупционер там к месту (всё-таки это деловой форум). Если повезёт, дура попадёт в нумера к обкокаиненному толстосуму. Если нет — значит инвестиция в пропускной бейджик провалилась.

Это объясняет обилие на форуме юристок-эксперток с 78-х каналов.

Не просто так получил резонанс скандал с юристкой Эльнарой Рагимовой-Троицкой, которую Ксения Собчак спросила о том, на какую панель та пришла (панелями символично называются секции ПМЭФ). За этим мимолётным интервью последовал иск на 50 миллионов рублей. Комментируя свою претензию, юристка заявила, что от неё якобы соскочил крупный клиент с гонораром на 22 миллиона, который посетовал, что её скандал с Собчак может отразиться на репутации его бизнеса.

Да, скандал виноват. В этой истории смешно всё. Во-первых, у этих дамочек абсолютно нет чувства юмора, которое прилагается только к высокому интеллекту. Вместо того, чтобы ответить что-нибудь вроде «я пришла на все панели», Рагимова-Троицкая принялась кряхтеть что-то в духе: «Да, я красивая, и что?». Только такое косноязычие, а вовсе не компрометирующая сногсшибательность юристки может испортить репутацию клиента.

Во-вторых, придумывая историю о якобы соскочившем клиенте, было бы полезно вспомнить, что в России не существует такого явления, как деловая репутация. Надо понимать, что дефицит сколько-нибудь нормальных юристов на российском рынке так велик, что даже подобный зашквар никогда не сможет стать основанием для расторжения контракта со специалистом. Особенно, если речь о судебном иске с гонораром на 22 миллиона.

Видимо, не получив желаемое от ПМЭФ, Рагимова-Троицкая решила возместить расходы из кошелька Собчак, создав художественный образ богатого клиента.

Категория 2 — идущие к успеху

Впрочем, если схема с устроением личной жизни провалилась, всегда можно присоединиться к лохам, которые приехали за связями и баблом.

Увы, у идущих к успеху нет таких инвестиционных проектов, которыми можно покачать, покрутить и потрясти перед носом заветного «инвестора». Поэтому им приходится придумывать всякие схемы заработка и соблазнять ими коррупционеров, которые и так прекрасно знают, как зарабатывать деньги. Не удивительно, что коррупционеров не цепляют инвестиционные проекты вроде первой в России платной социальной сети для миллиардеров или приложения, которое обязательно завирусится, если вбухать миллиард в рекламу. Чего не хватало на ПМЭФ, так это самого честного инвестпроекта «Дай мне денег, дай мне денег».

На ПМЭФ идущих к успеху бесчисленное множество. Кто-то лишь недавно подался в бизнес, сорвав госконтрактик от кума, и намыл денег на эконом-пакет в надежде, что на форуме его заметят, и тут-то жизнь попрёт. Сомнения появляются примерно вечером второго дня, когда идущий к успеху обнаруживает себя пьяным в хлам от купленного втридорога кислого шампанского под стенами павильона среди других… теперь уже лежащих к успеху.

Естественно, никакой инвестиционный проект предложить взрослым дядям, сидящим на бюджете, ему не позволит охрана. А приличного бизнеса на форуме нет, ибо он занят, ему надо работать. Да и предложить приличному бизнесу идущий к успеху ничего не может, кроме примитивной схемы: госконтракт — обнал — откат. Поэтому на закате третьего дня форума идущий к успеху просто задаст из зала какой-нибудь тривиальный вопрос на пленарной сессии, заключит с такой же шушерой, как он, пару рамочных соглашений о сотрудничестве, которые никогда не будут исполнены, и уедет допиливать муниципальный бюджетик со своим кумом.

Категория 3 — хранители вентилей

Третья категория — это те самые серьёзные дяди, которых надеются склеить деловые женщины лёгкого поведения, и к чьим деньгам пытаются присосаться идущие к успеху. Потому что хранители вентилей сидят на вентилях и регулируют потоки народного достояния — нефти, газа, сельхозпродукции, бюджетных денег и т.д.

Хранители вентилей из чиновничества и полугосударственного бизнеса приезжают на ПМЭФ с такими же сугубо биологическими целями, как и все остальные. Просто они  усложнены из-за нахождения на более высоком звене пищевой цепи.

Они приезжают на ПМЭФ, чтобы добрать недобранных связей среди других хранителей вентилей, каковые связи позволят создать или захватить ещё больше вентилей. Ведь на рынке распила тоже нужно расширяться и занимать все ниши. Тут хранители вентилей якобы достигают соглашений о строительстве аэропортов, стадионов и небоскрёбов. Тогда как, в действительности, клерки из их департаментов и отделов уже месяц как готовили жуликоватые тендеры для попила бюджетов.

Судите сами.

Среди крупнейших сделок, заключённых на форуме, — «расшивка» долгового портфеля госкорпорации ВЭБ.рф на сумму 200 миллиардов рублей, которые у неё назанимали при создании инфраструктуры к сочинской Олимпиаде-2014. Грубо говоря, такая сделка начинается с вопроса: «Нам не вернули кучу денег. Что будем делать?». То, чем в приличных странах занимаются юристы и правоохранительные органы, в России является крупнейшим инвестиционным проектом.

«Металлоинвест» Алишера Усманова подписал с руководством Белгородской области соглашение о вложении 160 миллиардов в модернизацию своих активов — Лебединского ГОКа и Оскольского электрометаллургического комбината. Проект назвали «зелёной металлургией». Смысл в двустороннем соглашении не усматривается, потому что компания вкладывает свои средства в свой же актив. Причём вложения, видимо, были неизбежны, поскольку экологические проблемы на Лебединском ГОКе существуют уже давно. Местное население, недовольное уровнем онкологических заболеваний, даже устраивало митинги. В общем, в рамках соглашения с региональным правительством Усманов согласился устранить то, за что, по-хорошему, возбуждают уголовные дела и предъявляют огромные иски.

Что касается внешних сношений, то тут Россия не стала отступать от классики — продажи сырья Китаю. НОВАТЭК подписал соглашение о поставке газа не менее 1 миллиона тонн в год. А Катар проинвестирует 24.99% строительства скоростной дороги в Питере — «Западного скоростного диаметра», сокращённо и символически — ЗСД.

Хранители вентилей приезжают на ПМЭФ, чтобы оставаться в информационном пространстве. «Смотрите, я тут — на вентиле, и я всё ещё жив», — говорят они, когда сидят в нелепом ряду кресел на сцене с причиндалами, выпирающими через брюки, на уровне физиономий полного зала идущих к успеху и деловых женщин лёгкого поведения.

На ПМЭФ обсуждали всё, что угодно, кроме экономики. К примеру, на панельной дискуссии «Здоровое общество как вектор развития» одним из основных вопросов был «Как культура осознанного отношения к своему здоровью может способствовать изменению алгоритмов оказания медпомощи?»
На ПМЭФ обсуждали всё, что угодно, кроме экономики. К примеру, на панельной дискуссии «Здоровое общество как вектор развития» одним из основных вопросов был «Как культура осознанного отношения к своему здоровью может способствовать изменению алгоритмов оказания медпомощи?»

Для хранителей вентилей важно быть на плаву, то есть в информационном пространстве. Только не в том, в котором обитаем мы с вами. А в том, в котором живут они сами — пространстве своих пропагандистских СМИ. И не то, чтобы они верят пропагандистским СМИ. Просто, когда ты есть в пропагандистских СМИ, — это служит сигналом для других хранителей вентилей, что ты ещё в системе, что ты ещё в строю, в обойме. Что тебя сливать ещё рано. Для этого нужен какой-нибудь форум. Даже если тебе противно выбираться в этот полупластмассовый полунеоновый аэропортовый терминал из своего шикарного дворца в западном Подмосковье или из апартаментов в центре Москвы.

Post scriptum

При всём изложенном, ПМЭФ, действительно, является подлинным срезом российской экономики. Как и в российской экономике, здесь нет культуры труда. Здесь удовлетворяется инстинкт — желание выброса гормона радости от того, что мы обсудили невероятные перспективы наших будущих перспектив. Тогда как фактически форум соединяет в себе главные движущие силы нашей экономики: пилить, хотеть пилить и хотеть пилить больше, чем ты пилишь.