Найти в Дзене
Русский и Литература

ЕГЭ по литературе: вопрос №9, написанный на максимальный балл + подробный анализ

Оглавление

На повестке дня – проза. А именно, вопрос-сравнение № 9, который в ЕГЭ по литературе 2021 звучал примерно так: «В каких произведениях русской литературы раскрывается тема семейных отношений и в чём их можно сопоставить с рассказом А.П. Чехова «Ионыч?».

Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Ионыч" и скрин ответа Ксении
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Ионыч" и скрин ответа Ксении

Где теряются баллы?

На первый взгляд, задание не кажется сложным, однако баллы за него в этом году срезались гораздо чаще, чем за № 16, то есть вопрос-сравнение по лирике. Из четырех моих учениц, перешагнувших порог 85+ (подробнее об этом читайте здесь), только Ксения получила «золото», то есть 10 из 10. У остальных потерялись то 1, то 2 балла по критериям: "логичность и соблюдение речевых норм" и/или "привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации". И это очень частая проблема. Во-первых, потому, что речевые ошибки – это «завсегдатаи» в подобных вопросах, ведь внимание учеников сосредоточено на поиске подходящих произведений и их сопоставлении. Проверка логики и речи осуществляется по остаточному принципу. Во-вторых, потому, что запомнить цитаты из прозаического теста в разы сложнее, чем из стихотворного. А отсутствие хотя бы короткой цитаты ведет к автоматическому снижению балла. Подробнее о написании №9 говорится здесь.

Какова же наша сегодняшняя задача?

1. Прочитать и проанализировать ответ Ксении.

2. Отметить его сильные и слабые стороны.

3. Подумать, в каких же ещё произведениях русской литературы поднималась тема семейных отношений в сходном с «Ионычем» ключе.

№9. Ответ Ксении.

Многие авторы в своих произведениях затрагивали тему семейных отношений. Делалось это неспроста, ведь благодаря такому изображению можно понять больше о поступках героев, об их характерах. А.П. Чехов в рассказе «Ионыч» описал семью Туркиных. Это люди, любящие друг друга, уважающие, что становится ясно в самом начале: "Ах ты, цыпка, баловница… - нежно промотал Иван Петрович и поцеловал её в лоб". К дочери они относятся также тепло и ласково, называя её «Котик». Они прислушиваются к ней, поэтому разрешают дочери попытаться исполнить мечту.
В произведении И.А. Гончарова «Обломов» изображены такие же тёплые отношения в семье Ильи Обломова в детстве. Родители очень любили сына, поэтому опекали его: «…стоит только мигнуть», однако это плохо сказалось на уже выросшем Обломове. Он будто застрял в детстве, в том родительском доме, где за него всё делали. Его семья хотела дать самое лучшее, как родители Котика, но получилось наоборот. И героя поглотила обломовщина.
А в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, как благодаря хорошему воспитанию, крепким семейным отношениям, Маша Миронова выросла благородной девушкой, как и её мать - «прехрабрая дама». Она также росла в любви и тепле. Связь родители была такая же неразрывная, как у Туркиных, что влияло на мировоззрение ребёнка. Однако это не разбаловало девушку, а наоборот, сделало её честной и доброй.
Таким образом, отношения в семье сильно влияют на ребёнка. Насколько хорошим он вырастет зависит от того, что родители заложили в детстве. Поэтому многие авторы дают ссылки на прошлое героев, показывая их детство. Либо изображают весь жизненный путь сначала, как, например, жизнь Наташи Ростовой в романе-эпопее «Война и мир».
Скрин баллов ЕГЭ по литературе Ксении и иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Ионыч"
Скрин баллов ЕГЭ по литературе Ксении и иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Ионыч"

Анализ. Сильные стороны:

1. В ответе представлены 3 произведения, в которых тема семейных отношений играет важную роль: рассказ А.П. Чехова «Ионыч» (исходное), роман И.А. Гончарова «Обломов» и роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Ксения предпочла построить анализ на антитезе. Истории детства Ильи Ильича и Котика сходны: мягкость, даже некоторое потворство родителей, отсутствие жестких воспитательных норм и, как итог, мечтательность детей и негативные последствия: их апатичность, неспособность противостоять жизненным вызовам. Обломовщину вполне можно сопоставить с пошлостью младшей Туркиной. А вот Маша Миронова и обычаи её семьи явно противопоставлены описанному в рассказе «Ионыч». Однако «мысль семейная» важна в обоих произведениях.

2. Вывод написан грамотно. Во всех реалистических произведениях, а перечисленные выше к ним однозначно относятся, описание детства – это важнейший элемент, позволяющий охарактеризовать героя, объяснить мотивы его поступков, понять, как была сформирована его личность. Также дана отсылка к ещё одному произведению, в котором «мысль семейная» играет ключевую роль. На примере двух любимых семей: Болконских и Ростовых - Л.Н. Толстой исследует «истории душ» достойных представителей русского дворянства.

Слабые стороны:

1. Малое количество использованных терминов. В ответ сами просятся: реализм, «мысль семейная», испытание любовью, тема «пошлости пошлого человека» и принципы объективной прозы (применительно к семейству Туркиных и творчеству Чехова), «лишний человек» (применительно к Обломову).

2. Отношения в семействе Туркиных показаны несколько однобоко, больше с положительной стороны, хотя автор изображает членов семьи пустыми и пошлыми людьми. Их «таланты» - лишь внешняя оболочка. Это становится особенно заметно с течением времени, когда Дмитрий Ионович Старцев уже испытал взлёты и падения и сам, того не замечая, стал жертвой пошлости, пожравшей его душу. А в доме всё идет своим чередом, даже шутки повторяются те же самые. Вот какую оценку семейству дает уже разочаровавшийся Старцев: «…он вспомнил все сразу — и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

По моему мнению, балл не был снят, так как главная задача ученика в №9 – это не анализ исходного произведения, а сопоставление его с двумя приведёнными. Это условие было выполнено.

В каких произведениях русской литературы описываются семейные отношения, похожие на отношения в доме Туркиных?

1. Д.И. Фонвизин «Недоросль» - семейство Простаковых:

Госпожа Простакова – невежественная и деспотичная женщина, которая души не чает в своем сыне-неуче Митрофане. С мужем и слугами она груба и жестока, однако на Стародума пытается произвести самое приятное впечатление. Сын, воспитанный в таких условиях, перенимает все отрицательные качества родителей.

2. Н.В. Гоголь «Мертвые души» - семейство Маниловых:

Манилов – это романтический бездельник, человек «ни то ни сё». В его семействе внешне царят самые благопристойные отношения, самые приятные нравы, но и он сам, и супруга – это люди пустые, застывшие в своём развитии. По моему мнению, это семейство ближе всего к Туркиным.

3. А.П. Чехов «Вишнёвый сад» - семейство Раневских (по условиям задания можно брать ещё одно произведение того же автора):

Раневская и Гаев – это люди уходящей, закатной эпохи. Их нельзя назвать пустыми, но удержать что-либо в своих руках: власть над имением, Россией, собственными жизнями – они не способны. Аня растёт такой же беспомощно-мечтательной бездельницей, как и её мать. Отношения внутри семьи самые непринуждённые, однако истинных ценностей мать, которая транжирит деньги дочери и теряет родной дом, передать Ане не в состоянии.