Официальным днём рождения звукового кино принято считать 6 октября 1927 года, когда в Нью-Йорке в кинотеатре на Таймс-сквер состоялась премьера первого полнометражного звукового фильма «Певец джаза» – трогательной истории про исполнителя Яшу Рабиновича. Этот фильм, в который компания Warner Bros вложила 422 тысячи долларов, получил три «Оскара», в том числе «за создание первой звуковой картины, произведшей революцию в отрасли» и «за лучшие технические эффекты». Эпоха немого кино завершилась, а у создателей фильмов появился дополнительный канал коммуникации со зрителями.
Зачем и как?
Звук в кино решает две задачи. Во-первых, даёт представление о пространстве фильма. Во-вторых, делает образы и сюжетные повороты ярче, выразительнее и драматичнее. Звуками могут быть голоса (монологи, диалоги, закадровый текст и так далее), музыка, различные шумы, причём все они связаны между собой и дополняют друг друга.
Речь персонажей должна не дублировать изображение, а дополнять его, поэтому её важно тщательно продумать, грамотно встроить в повествование. Музыку в фильмах подразделяют на внутрикадровую, которую слышат как герои, так и зрители, и закадровую – она доступна только зрителям и позволяет создать нужное настроение, вызвать определённые эмоции во время просмотра.
Достоверность происходящего на экране обеспечивают шумы. Они не так очевидны и заметны для зрителя, как музыка или речь, но выполняют важную функцию – придают кадру глубину и пространство, создают естественный фон жизни, и мы понимаем, что всё происходящее на экране реально.
Льётся музыка, музыка, музыка...
Есть такое понятие, как саундтрек – музыкальное сопровождение к фильму. Это может быть просто музыка, а также песня одного исполнителя или сборник мелодий нескольких исполнителей. Такое сопровождение визуального ряда является важным элементом кинополотна. «Правильная» музыка позволяет фильму раскрыться в смысловом и эмоциональном измерениях, сделать кино интереснее и глубже или даже стать полноценным элементом повествования. Например, всем известный саундтрек фильмов про Индиану Джонса.
Более того, это справедливо и в отношении звуков. Так, например, стук сердца, который звучит с экрана в напряжённые моменты, создаёт дополнительное ощущение драматичности событий, тиканье часов может говорить о быстротечности жизни, о том, как мало осталось времени, а звучание метронома – перенести зрителей в блокадный Ленинград. Стоит отметить, что в фильме может быть только музыка и совсем не быть диалогов, и наоборот, могут быть диалоги и шум, но не быть музыки.
Множество знаменитых композиторов создают узнаваемые темы к кинокартинам: Ханс Циммер, Филип Гласс, Клинт Мэнселл, Алан Сильвестри и другие. В рамках киноклуба можно провести своеобразную игру: послушать отрывки музыкальных произведений и постараться угадать фильм, в котором они звучат. А ещё предлагаем попрактиковаться: посмотреть любимые фильмы и проанализировать, как в них выстроены звуковые композиции. Следующая статья – об особенностях сюжета. Не пропустите!