Найти тему
Без кино всё не то

«Скажи ей»: как поделить ребёнка и сохранить его

В прокат несколько недель назад вышел (а теперь доступен на «Кинопоиске») фильм режиссера Александра Молочникова «Скажи ей». Это история о том, как молодая петербургская семья на фоне конфликтов решает расстаться. Ребенок после развода остаётся с матерью (её играет Светлана Ходченкова), встречается с отцом (Артём Петров), а драма начинается тогда, когда женщина со своим новым возлюбленным решает переехать в США и забрать с собой сына. Фильм совпадает с биографией самого режиссера, даже мальчика зовут Саша.

Смотреть это кино невозможно. Я первую часть останавливалась каждые минут 15-20 — настолько были узнаваемы слова, конфликты, действия. Спасибо моему психологу, у меня много «залеченных» травм, иначе было бы тяжело: всё узнаваемо и поэтому невыносимо, ноет, местами выворачивает.

Семья распадается, ребёнок попеременно живет то у отца, то у матери. И всё бы ничего. Проблемы начинаются, когда мать хочет переехать в США, иначе говорит, что спрыгнет с моста – настолько там, в той России не её место. У неё есть цель, и она к ней идет. У отца тоже есть цель — оставить ребёнка с собой в Петербурге, и он к ней идет. У каждой семьи есть генеральная линия партии, и никто не сворачивает с выбранного пути. Договориться? Не, не слышали. Тотальная глухота и немота. Вместо того, чтобы взрослым пробовать договариваться со взрослыми, все просят маленького Сашу поучаствовать в диалоге «передай ему», «скажи ей» и вкладывают свои взрослые слова и желания в его голову. Выходит грубая и некрасивая манипуляция.

Ребёнок тут как объект - его берут, отдают, забирают; его не спрашивают и не слушают. Да, его все любят, но используют как орудие в войне, в котором он сам и является главным призом. Странное хитросплетение. Саша - это такой буфер обмена, который поглощает удары и боль людей со всех сторон. Это в итоге заканчивается тяжелейшим нервным срывом и мгновенным перемирием между двумя воюющими сторонами. Как в притче про царя Соломона родители готовы: «забирай себе, лишь бы жил».

Начинается новая жизнь. В Америке. Российская ужасная действительность, менталитет - всё остается в прошлом. Рашшн дрим многих русских женщин — выйти замуж за иностранца — реализуется. Теперь кругом солнце, небо, Диснейленд, океан, личный красивый дом, салат на ужин, возможности, поддержка и новые возможности. Но тысячи километров между людьми не решают проблем. Участники треугольника даже через океан продолжают осыпать друг друга угрозами и упрёками, критикой и насмешками. Наивный прекрасный мальчик, под гнётом проблем, в один момент превращается в равноправного участника конфликта и заставляет с собой считаться. Он выставляет ультиматум, который обсуждению не подлежит.

Это немного жутковатое кино о том, как не надо делать. И хотелось бы сказать, что это фильм о взрослении - о взрослении всех участников истории. Им не удаётся построить что-то новое, не разобрав и не договорившись со «старым». Это как будто глотать не жуя, потом живот заболит. Получится ли у нас сказать, что все хотели как лучше и по-своему были правы? Возможно. Но возможно это кино о том, что надо стараться переставать быть слепыми, иначе так и будем кружить как белка в колесе, где бы оно ни стояло, в Петербурге или в Америке.

Автор: Анастасия Шпакова.